Москва
1920
105 * 72 см
[50.000] экз.
Цветная литография
1920
105 * 72 см
[50.000] экз.
Цветная литография
Утверждая, что «Плакат- орудие массового внушения, средство организации коллективной психологии», В. Полонский, руководивший изданием военных плакатов в первые послереволюционные годы, в качестве примера своего тезиса приводил плакат Д. Моора: «По своей лаконической простоте, необычайной яркости, несмотря на красочную бедность - этот плакат может почитаться одним из лучших образцов нашей революционной коллекции... Его нельзя не заметить даже издали; нельзя уклониться от вопроса, заданного в упор. Плакат этот был брошен на улицы в дни, когда напряжение борьбы требовало притока новых сил в Красную армию».
«Я собрал много мнений об этом плакате, - вспоминал автор. - Кто-то мне сказал, что, глядя на плакат, ему было стыдно не записаться добровольцем. Но я сам видел и то, что на этом плакате было написано: «А ты (дальше шло ругательство) хлеба дал?» В такой реакции нет ничего удивительного».
Плакат был сделан всего за одну ночь, но ему предшествовали упорные поиски лаконичных монументальных форм. Моор писал позднее: «Временем измеряется многое, поэтому «Ты записался добровольцем?», прошедший через коварство времени, еще и до сих пор сохранившийся в памяти многих, его видевших, говорит: твердо выраженная, целенаправленная, образная, изображенная отобранными средствами с предельным лаконизмом форма - есть форма наиболее действенного плаката». Время же сделало этот плакат символом эпохи Гражданской войны.
Призывный жест руки был найден плакатистами Первой мировой войны. Впервые его использовал англичанин A. Leete (1914), позже – американец Монтгомери, итальянец Маузан и некоторые немецкие художники.
Тем не менее, Д. Моор ни в коей мере не заимствовал этот жест. Аналогичные проблемы военного времени рождали близкие образные решения агитационного искусства – это доказано сравнением плакатов разных стран периода Первой мировой войны. Плакат A. Leete экспонировался на выставке английского военного плаката в Петрограде в 1916 году, но Моор, работавший в Москве, его не видел, о нем ему рассказывал В. Полонский. Указующий призывный жест позднее использовали другие мастера советского плаката, сам Д. Моор повторил его в плакате «Чем ты помог фронту?» (1941).
«Я собрал много мнений об этом плакате, - вспоминал автор. - Кто-то мне сказал, что, глядя на плакат, ему было стыдно не записаться добровольцем. Но я сам видел и то, что на этом плакате было написано: «А ты (дальше шло ругательство) хлеба дал?» В такой реакции нет ничего удивительного».
Плакат был сделан всего за одну ночь, но ему предшествовали упорные поиски лаконичных монументальных форм. Моор писал позднее: «Временем измеряется многое, поэтому «Ты записался добровольцем?», прошедший через коварство времени, еще и до сих пор сохранившийся в памяти многих, его видевших, говорит: твердо выраженная, целенаправленная, образная, изображенная отобранными средствами с предельным лаконизмом форма - есть форма наиболее действенного плаката». Время же сделало этот плакат символом эпохи Гражданской войны.
Призывный жест руки был найден плакатистами Первой мировой войны. Впервые его использовал англичанин A. Leete (1914), позже – американец Монтгомери, итальянец Маузан и некоторые немецкие художники.
Тем не менее, Д. Моор ни в коей мере не заимствовал этот жест. Аналогичные проблемы военного времени рождали близкие образные решения агитационного искусства – это доказано сравнением плакатов разных стран периода Первой мировой войны. Плакат A. Leete экспонировался на выставке английского военного плаката в Петрограде в 1916 году, но Моор, работавший в Москве, его не видел, о нем ему рассказывал В. Полонский. Указующий призывный жест позднее использовали другие мастера советского плаката, сам Д. Моор повторил его в плакате «Чем ты помог фронту?» (1941).