Москва
1922
107 * 70 см
16.000 экз.
Литография
1922
107 * 70 см
16.000 экз.
Литография
Плакат был вызван к жизни страшным голодом, разразившимся в Поволжье в 1921-1922 годах. «Моей работе над плакатом предшествовало участие в организации в Москве выставки по голоду, - писал автор. Экспонаты этой выставки были настолько потрясающими, что я считал себя обязанным передать массам все чувство охватившего меня волнения...
Классовые враги напрягали все усилия, чтобы помешать помощи голодающим. Плакат мой и был задуман с тем, чтобы, прежде всего, воздействовать на малосознательные элементы населения, поддающиеся контрреволюционной пропаганде...
...Я нашел образ, который, как мне казалось, должен быть красноречивей всех рассказов, это пустой, высохший, сломленный посредине колос, пронизывающий тело голодного крестьянина... Но цель моя не была бы достигнута, если, вызвав в зрителе сильные эмоции, я не дал бы им выхода, волевого разрешения. Этот выход был указан в лаконичной подписи под рисунком «Помоги»... Плакат был развешен всюду, его расклеивали и на стенах церквей и на церковных оградах. Попы и кулаки усиленно срывали плакат...».
Свидетель создания и «работы» плаката В. Полонский писал: «В области лаконизации, выразительной сжатости при огромном «литературном» содержании и императивной силе художнику удалось достичь предела».
Художница Е. Зернова вспоминала, что «автор бессмертного плаката «Помоги» весело рассказывал, как литограф, переводивший плакат на камень, решил усовершенствовать рисунок и от себя его дорисовал. Пришлось все смыть и сделать заново».
Классовые враги напрягали все усилия, чтобы помешать помощи голодающим. Плакат мой и был задуман с тем, чтобы, прежде всего, воздействовать на малосознательные элементы населения, поддающиеся контрреволюционной пропаганде...
...Я нашел образ, который, как мне казалось, должен быть красноречивей всех рассказов, это пустой, высохший, сломленный посредине колос, пронизывающий тело голодного крестьянина... Но цель моя не была бы достигнута, если, вызвав в зрителе сильные эмоции, я не дал бы им выхода, волевого разрешения. Этот выход был указан в лаконичной подписи под рисунком «Помоги»... Плакат был развешен всюду, его расклеивали и на стенах церквей и на церковных оградах. Попы и кулаки усиленно срывали плакат...».
Свидетель создания и «работы» плаката В. Полонский писал: «В области лаконизации, выразительной сжатости при огромном «литературном» содержании и императивной силе художнику удалось достичь предела».
Художница Е. Зернова вспоминала, что «автор бессмертного плаката «Помоги» весело рассказывал, как литограф, переводивший плакат на камень, решил усовершенствовать рисунок и от себя его дорисовал. Пришлось все смыть и сделать заново».