Неизвестный художник
Сын мой! Иди и спасай родину!
1920

[Неизв.]
1920
43,5 * 57 см
[Неизв.] экз.
Цветная литография
Этот плакат вызвал уничижительную критику В. Полонского в его монографии «Русский революционный плакат»:
«Допустим, что «художественные» достоинства этой литографии великолепны, она «привлекает» глаз и возбуждает «эстетические» эмоции. Но к чьему зрению она обращена?
Если литография агитирует офицеров - вряд ли стоило ее издавать: белогвардейские юноши, горевшие ненавистью к большевикам,...охотно шли в добровольческую армию. Сомнений нет: плакат этот обращен к солдатской массе. Белый художник полагал, что изображение почтенной дамы с образком в руках и с лозунгом «спасай родину» способно бросить мужицкую силу на большевиков. Но что означают слова: «спасай родину»? Крестьянин от сохи и фабричный рабочий тот ли самый смысл вложат в это понятие, какой вкладывал белогвардейский агитатор?...Белогвардейский плакат... оказывается мертвым плакатом, лишенным зажигательной силы, неясным и темным. Он требовал комментария и возбуждал споры. А когда мужик начинал размышлять по поводу белогвардейского плаката, - это означало, что плакат работал на большевиков».