1919. Агитационные поезда и пароходы в Гражданской войне

После Октябрьской революции плакат стал важнейшим медиа-средством политической пропаганды и агитации. Ранние революционные плакаты украшали парадные входы и залы первых Съездов Советов и заседаний правительства, использовались для украшения городов на празднествах, посвященных первым годовщинам революции. Агиттрамваи даже стали первыми носителями «мобильной рекламы», перемещая плакаты по территории города. Однако, в отличие от наших дней, на этих трамваях никуда нельзя было доехать - они служили исключительно целям агитации и распространения пропаганды.
Однако охват пропагандой и агитацией населения городов (часто требовавший превращения улиц и площадей в настоящие арсеналы новых изобразительных медиа), был, тем не менее, только частным аспектом. Намного более важная в политическом отношении задача состояла в том, чтобы пропаганда могла проникнуть в регионы России и найти непосредственный доступ к сражающимся в Гражданской войне красноармейцам. По этой причине с середины мая 1919 года начинает создаваться частая сеть пунктов агитации, которая, базируясь, прежде всего, на железнодорожных узлах, должна была осуществлять агитационную деятельность на местах. Эти агитпункты централизованно снабжались книгами, журналами, листовками и, прежде всего, - плакатами. Во время перегруппировок войсковых контингентов на этих агитпунктах устраивались доклады и собрания, давалась информация о важных военных событиях и пропагандировались задачи и идеи нового мировоззрения. В этом контексте плакаты были важнейшим наглядным пособием и служили для непосредственной агитации среди солдат. По агитпунктам рассылались все важные плакаты периода 1919-1921 гг. Постепенно работа агитпунктов приобрела систематический характер: плакаты становились не только элементами внутренней и внешней декорации этих точек, но и вывешивались на небольших специальных тематически подготовленных плакатных выставках.
С 1920 года после успеха системы агитпунктов мобильная пропаганда начинает распространяться и на сельские области центральной России. Для этого создавались так называемые «красные тачанки» - простые телеги на конной тяге с экипажем из трех человек с граммофоном и большим количеством пропагандистского материала. Эти бригады ездили по стране в соответствии с определенным планом и пытались агитировать крестьян за новое общественное устройство. Появление «красных тачанок» оказывало большое воздействие, поскольку в то время практически отсутствовали средства массовой информации, и в деревнях такие бригады нередко собирали настоящие толпы. Маршруты этих тачанок согласовывались также с маршрутами агитационных поездов, что еще больше усиливало эффект.
Главным элементом раннего советского агитпропа были агитпоезда ВЦИКа правительства, которые с 1919 по 1921 годы объезжали фронта гражданской войны и выполняли конкретную пропагандистскую работу. Пять агитационных поездов с названиями «Октябрьская революция», «Красный казак», «Советский Кавказ», «Красный восток» и «Владимир Ленин», а также агитационный пароход «Красная звезда» совершили более восемнадцати продолжительных поездок по Советской России, охватив восемьдесят губерний. Поезда останавливались в 744 пунктах, при этом 84 раза - в сравнительно больших городах, и 485 раз - в посёлках и деревнях. Широта охвата этих пропагандистских поездок, согласно сведениям, превышала всяческие ожидания: в целом, мероприятия этих поездов посетило примерно 2,2 млн. человек, были розданы миллионы книг и брошюр, проведено множество докладов и кинопросмотров.
Здесь плакат играл ключевую роль. Кроме чисто политической пропаганды поезда везли плакаты, предупреждавшие об эпидемиях, просвещавшие по части медицины и сельскохозяйственного производства. Кроме того, сами поезда были щедро разрисованы, разумеется, на сюжеты политической агитации, и в этом украшении также принимали участие деятели плакатного искусства. Поэтому прибытие поезда в воинскую часть или деревню было - и чисто визуально - сенсационным событием. Вокруг поездов немедленно скапливались толпы людей, агитационный материал разгружался и передавался подразделениям, поезд заново обклеивался плакатами и газетами агентства РОСТА.
Такие поезда обслуживались целыми группами сотрудников агитпропа, солдат и персонала; собственная библиотека и типография заботились о снабжении информационным материалом.
Успех Красной Армии в гражданской войне в значительной мере может быть отнесен на счет и этой интенсивной формы агитации. В противоположность ситуации в Белой армии эта агитация проводилась систематически и охватывала большие территории и многочисленные воинские подразделения, сражавшиеся на разных фронтах.