1921. Идеологический союз рабочих и крестьян

Ленин считал пролетариат наиболее готовым к действию, поскольку, будучи лишенным всех средств производства, этот класс, согласно марксизму, оказывался и наиболее сознательным политически.
Крестьянам же Ленин уделял гораздо меньше внимания - не только потому, что они не принимали революцию, следствием которой был военный коммунизм, но в первую очередь вследствие того, что вместе с большинством руководителей партии считал его отсталым - «последним оплотом буржуазии».
Большинство крестьян, если вообще имело какие-либо политические цели, больше симпатизировало социалистам-революционерам. В массе своей крестьяне приветствовали революцию лишь потому, что она должна была решить земельный вопрос, то есть передать землю крестьянам. Теперь же выяснилось, что надежды, которые связывались с революцией, снова рухнули.
Введение продразверстки и продналога усилило скептические настроения в крестьянской массе, доведя ее до враждебности и полного отрицания революции. Опыт Первой мировой и Гражданской войн показал, что принципиальные преобразования в государстве и обществе без союза с крестьянством, самым многочисленным классом, составляющим 75% населения, останутся утопией.
Поэтому, опасаясь новой контрреволюции, Ленин с 1921 г. вернулся к своим предреволюционным постулатам, в которых провозглашался среди прочего «союз пролетариата с крестьянством». Хотя пропагандируемое «братство» относилось к классу крестьян в целом, главную ставку большевики делали на бедное крестьянство, а также на середняков, в то же время они по-прежнему с недоверием относились к зажиточным крестьянам - «кулакам». Большевистская идеологема «братства» была по сути далекой от реальности.
Освещение «союза пролетариата с крестьянством» стало одной из центральных задач государственной агитации и пропаганды. Стратегической же целью практической политики по-прежнему оставалось закабаление крестьянства и подчинение сельскохозяйственного производства государственным и идеологическим механизмам.