1921. Антирелигиозная борьба и преследование инакомыслящих

Учреждение в декабре 1917 г. ЧК (Чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем), как стала называться тайная советская полиция, а также ограничение свободы печати сразу указали на репрессивный характер нового режима. Поначалу деятельность ЧК, руководимой старым большевиком, близким к Ленину, Феликсом Дзержинским, распространялась на борьбу с действительными и мнимыми врагами новой Советской власти. В марте 1921 г. были жестоко подавлены восставшие моряки Кронштадта, выступившие за демократизацию в обществе, свободу мнений и печати («За Советы без коммунистов»). С тех пор и впредь на всех не согласных с линией партии товарищей стали оказывать давление и преследовать их. Против меньшевиков и эсеров, которых до тех пор терпели, были начаты первые показательные процессы. С 1922 г. тайная полиция действовала под названием ГПУ, затем ОГПУ и являлась, по сути, министерством.
С провозглашения Советского Союза в том же 1922 г. началась систематическая борьба против церкви и религии. Прикрываясь атеистической идеологией марксизма, согласно которой религия была «опиумом для народа», а церковь - оплотом старого режима, большевики с особой жестокостью проводили репрессии против духовенства и бесцеремонно грабили церкви, используя добытые таким образом средства для пополнения бюджета и финансирования Красной Армии.
Тысячи церквей были разрушены или цинично использовались под рабочие клубы и склады, многое из тысячелетнего культурного наследия было уничтожено. Союз безбожников - так называлась организация атеистической пропаганды под руководством Емельяна Ярославского - издавала среди прочего плакаты и журналы с призывами отказаться от религии и религиозных традиций. Проводилась секуляризация храмов и монастырей. Духовенство постоянно подвергалось преследованиям со стороны ЧК и ГПУ.
Хотя далеко не все церковные и религиозные учреждения в СССР были уничтожены, все же влияние церкви существенно сократилось. Религиозные убеждения и традиции уже не передавались из поколения в поколение, став редкостью в советском обществе. На секуляризацию общества работало и появление в его среде новых ценностей. Во время Второй мировой войны значение церкви на время вновь возросло: ее авторитет использовался для поднятия боевого духа у тех, кто еще сохранял религиозные убеждения. Какое-то время пропаганда патриотизма стремилась использовать религиозные настроения.