В годы Гражданской войны (1918 - 1921) советский революционный плакат стал одним из важнейших изобразительных медиа на службе агитации и пропаганды. Плакаты были практически везде - как экраны, как обои, как иконостас; плакаты висели на заборах и на стенах домов, и, как снова и снова подмечали современники, плакаты решительным образом определяли зрительное восприятие.
Кроме того, плакаты принадлежали к числу неизбежных элементов оформления внутренних пространств - например, в агитпунктах и рабочих клубах, в школах и на фабриках, в кабинетах представителей государственных органов власти и, само собой разумеется, в учреждениях Коммунистической партии.
Плакаты господствовали в визуальном образе городских пространств не только статически – их развозили по городам специальные агитационные трамваи, эти первые носители мобильной рекламы. На агитпоездах советского правительства, с 1919 года объезжавших фронта Гражданской войны, наряду с книгами, брошюрами и другой типографской продукцией, плакаты были важнейшими информационными и пропагандистскими средствами нового времени. О том, что речь при этом шла не только о насаждении политической идеологии, но и о здравоохранении и народном просвещении, свидетельствует широкий тематический спектр плакатов: тема борьбы против тифа и холеры, против голода и нужды встречалась так же часто, как и непосредственно политическая агитация за основные ценности революции.
В условиях дефицита изобразительных средств массовой информации ранние советские плакаты обладали очень высокой степенью воздействия. Сразу после вывешивания новых плакатов вокруг них собирались толпы людей, в особенности, если речь шла о популярных в массах «Окнах РОСТА» - иллюстрированных историях в сопровождении текста. Приведенная здесь иллюстрация (1920) показывает группу кубанских станичников, которые рассматривают три плаката, вывешенных агитпоездом «Октябрьская революция». Иллюстрация показывает, как выглядела в то время типичная ситуация восприятия: вокруг плакатов столпились прежде всего женщины и дети, внимательно изучающие как графическую, так и текстовую информацию. Ситуация больше похожа на учебное занятие, чем на быстрое схватывание плакатного сообщения. Многие советские плакаты учитывали эту особенность восприятия, особенно те, что создавались для сельских областей. Передаваемое в тексте сообщение требовало внимательного чтения и сопровождалось однозначным, часто антитетическим изобразительным сообщением. Требовалась не только быстрота восприятия, но и продолжительность воздействия.
Сразу после Октябрьской революции выпуск плакатов был подчинен непосредственному государственному контролю. К числу важнейших государственных учреждений, издававших плакаты в начале 20-х годов, принадлежали советское государственное издательство (ГИЗ), отделение издательства Революционного военного совета, а также Главное управление политического просвещения народного комиссариата образования (Главполитпросвет наркомпрос). В середине 20-х годов в условиях нэпа увеличилось количество выпускавших плакаты издательств и учреждений, однако в каждом случае разрешение на публикацию должно было пройти цензуру Главлита или Госиздата.
В начале 20-х годов значение плаката в социальном и политическом контексте отчетливо изменилось. С одной стороны, централизованная политическая агитация, игравшая главную роль еще в годы Гражданской войны, сильно сократилась и концентрировалась, по существу, на отдельных кампаниях, а также на годовщинах и революционных юбилеях. Особо важными были здесь кампании против голода в 1921 году, по ликвидации неграмотности в середине 20-х годов, а также по восстановлению экономики и промышленности. В истории плаката оставили свои следы многие политические кампании, в частности - против начинающейся бюрократизации партии и государства (1920-21 гг.).
С другой стороны, переход к нэпу означал существенный рост числа рекламных плакатов и их значения в хозяйственной жизни страны. Рекламные плакаты, такие, например, как разработанные Маяковским и Родченко серии для торгового товарищества Моссельпром, вели не только прямую рекламу продукции, но и пропаганду государственного сектора в конкуренции с вновь усиливающимся частным хозяйством, определяя вид города в середине 20-х годов.
В качестве нового жанра добавилась широкоформатная кинореклама (братья Стенберги, Прусаков). Выполненные в конструктивистском стиле и в совершенно нетривиальной для того времени манере графического дизайна плакаты рекламировали не только отечественный, советский кинематограф, но также и фильмы иностранного производства. Киноплакат стал в это время источником креативных импульсов в плакатном искусстве, в то время как политический плакат, скорее, стыдливо плелся в арьергарде этих тенденций.
Таким образом, плакат был одним из краеугольных камней формирующейся визуальной массовой культуры в Советском Союзе, и в 20-е годы составляющими этой системы были плакаты политические, рекламные, а также киноплакаты.
Кроме того, плакаты принадлежали к числу неизбежных элементов оформления внутренних пространств - например, в агитпунктах и рабочих клубах, в школах и на фабриках, в кабинетах представителей государственных органов власти и, само собой разумеется, в учреждениях Коммунистической партии.
Плакаты господствовали в визуальном образе городских пространств не только статически – их развозили по городам специальные агитационные трамваи, эти первые носители мобильной рекламы. На агитпоездах советского правительства, с 1919 года объезжавших фронта Гражданской войны, наряду с книгами, брошюрами и другой типографской продукцией, плакаты были важнейшими информационными и пропагандистскими средствами нового времени. О том, что речь при этом шла не только о насаждении политической идеологии, но и о здравоохранении и народном просвещении, свидетельствует широкий тематический спектр плакатов: тема борьбы против тифа и холеры, против голода и нужды встречалась так же часто, как и непосредственно политическая агитация за основные ценности революции.
В условиях дефицита изобразительных средств массовой информации ранние советские плакаты обладали очень высокой степенью воздействия. Сразу после вывешивания новых плакатов вокруг них собирались толпы людей, в особенности, если речь шла о популярных в массах «Окнах РОСТА» - иллюстрированных историях в сопровождении текста. Приведенная здесь иллюстрация (1920) показывает группу кубанских станичников, которые рассматривают три плаката, вывешенных агитпоездом «Октябрьская революция». Иллюстрация показывает, как выглядела в то время типичная ситуация восприятия: вокруг плакатов столпились прежде всего женщины и дети, внимательно изучающие как графическую, так и текстовую информацию. Ситуация больше похожа на учебное занятие, чем на быстрое схватывание плакатного сообщения. Многие советские плакаты учитывали эту особенность восприятия, особенно те, что создавались для сельских областей. Передаваемое в тексте сообщение требовало внимательного чтения и сопровождалось однозначным, часто антитетическим изобразительным сообщением. Требовалась не только быстрота восприятия, но и продолжительность воздействия.
Сразу после Октябрьской революции выпуск плакатов был подчинен непосредственному государственному контролю. К числу важнейших государственных учреждений, издававших плакаты в начале 20-х годов, принадлежали советское государственное издательство (ГИЗ), отделение издательства Революционного военного совета, а также Главное управление политического просвещения народного комиссариата образования (Главполитпросвет наркомпрос). В середине 20-х годов в условиях нэпа увеличилось количество выпускавших плакаты издательств и учреждений, однако в каждом случае разрешение на публикацию должно было пройти цензуру Главлита или Госиздата.
В начале 20-х годов значение плаката в социальном и политическом контексте отчетливо изменилось. С одной стороны, централизованная политическая агитация, игравшая главную роль еще в годы Гражданской войны, сильно сократилась и концентрировалась, по существу, на отдельных кампаниях, а также на годовщинах и революционных юбилеях. Особо важными были здесь кампании против голода в 1921 году, по ликвидации неграмотности в середине 20-х годов, а также по восстановлению экономики и промышленности. В истории плаката оставили свои следы многие политические кампании, в частности - против начинающейся бюрократизации партии и государства (1920-21 гг.).
С другой стороны, переход к нэпу означал существенный рост числа рекламных плакатов и их значения в хозяйственной жизни страны. Рекламные плакаты, такие, например, как разработанные Маяковским и Родченко серии для торгового товарищества Моссельпром, вели не только прямую рекламу продукции, но и пропаганду государственного сектора в конкуренции с вновь усиливающимся частным хозяйством, определяя вид города в середине 20-х годов.
В качестве нового жанра добавилась широкоформатная кинореклама (братья Стенберги, Прусаков). Выполненные в конструктивистском стиле и в совершенно нетривиальной для того времени манере графического дизайна плакаты рекламировали не только отечественный, советский кинематограф, но также и фильмы иностранного производства. Киноплакат стал в это время источником креативных импульсов в плакатном искусстве, в то время как политический плакат, скорее, стыдливо плелся в арьергарде этих тенденций.
Таким образом, плакат был одним из краеугольных камней формирующейся визуальной массовой культуры в Советском Союзе, и в 20-е годы составляющими этой системы были плакаты политические, рекламные, а также киноплакаты.