Производство плаката является относительно долгим процессом. Художник создает вначале оригинальный рисунок, который, однако, становится плакатом в полном смысле этого слова только после тиражирования и обретения специфической полиграфической формы.
Техника литографии, изобретенная Алоисом Зенефельдером в конце XVIII века, была важнейшей научно-технической предпосылкой рождения «художественной афиши». Литография - гравюра на камне. На поверхность специального, предварительно отполированного, известкового камня специальным жиросодержащим карандашом или тушью наносится изображение; камень протравливают кислотой, и в результате защищенные жиром участки обретают способность удерживать краски, а чистые, протравленные - отталкивать их; краска раскатывается по камню и с него переносится на бумажный лист. Относительно несложный, нетрудоемкий и недорогой процесс обеспечил литографии лидерство в тиражировании тоновых и цветных изображений на протяжении почти 150 лет.
Изобретение А. Зенефельдера совершенствовалось в течение XIX века. В 1833 г. русский изобретатель К. Тромонин получил цветное изображение - хромолитографию: для каждой краски обрабатывался новый камень, с каждого из них изображение последовательно переносилось на лист. Наложение одной краски на другую давало дополнительные цвета, а градации тонов, их сила достигались с помощью тангирной сетки (в виде линеек, клеток, точек) или способом набрызга. В таком виде - с некоторыми усовершенствованиями - хромолитография дошла до наших дней.
В начале XX века стремление продлить жизнь рекламы и усилить ее декоративный эффект привело к созданию олеографии. Олеография - тот же литографский оттиск, покрытый специальным составом на основе олифы. Состав предохраняет лист и создает впечатление лакированной поверхности.
В 1852 г. француз А. Лемерсье вместо рисунка испробовал светочувствительное вещество, получив в оттиске фотографическое изображение. Это был первый опыт фотолитографии, час которой настал в 1920-е -1930-е годы XX века, в пору расцвета искусства фотомонтажа. В это же время некоторые фотомонтажные плакаты печатались способом глубокой ракельной печати, которую часто (и неверно) называют меццо-тинто. Глубокая печать точно передает тонкие нюансы света и тени благодаря тому, что печатающие элементы металлической формы имеют разную глубину и, следовательно, - разное количество краски.
Принцип цветной литографии положен в основу техники офсета, пришедшей на смену хромолитографии в середине XX века. В этом виде плоской печати место литографского камня заняла цилиндрическая металлическая (цинковая или алюминиевая) форма. С нее изображение передается на обтянутый резиновым полотном цилиндр, и уже с него - на бумагу. Фотомеханические процессы обработки позволяют более точно передавать градации тонов, совершеннее репродуцировать цветные оригиналы, выполненные в любой манере. Офсетные машины обеспечивают огромные, невозможные для литографии, тиражи, они эффективно используются до сих пор. С середины 1990-х годов традиционные виды печати постепенно и понемногу начинает теснить компьютерная графика.
Наряду с основными видами тиражирования плаката в определенные годы и в некоторых случаях применялись менее распространенные способы. Во время Гражданской войны, в Москве, Петрограде, Костроме оригиналы «Окон РОСТА» выполнялись в технике линогравюры. «Окна РОСТА» в Москве тиражировались способом трафарета. Трафарет - форма из картона или плотных сортов бумаги с вырезанными участками, соответствующими отдельным изображениям или их фрагментам. Через них краска непосредственно наносится на лист бумаги. Как и в литографии, для размножения многоцветных композиций режутся несколько трафаретов - соответственно числу красок.
Трафаретным способом в годы Второй мировой войны размножались «Окна ТАСС». А периодические агитплакаты («Мастерская Агитплаката» была создана в Москве в 1956 г.) печатались способом шелкографии. Шелкография является своеобразной разновидностью трафарета: роль печатной формы выполняет шелковая сетка, а пробельные поверхности создаются путем закрашивания трафарета. Этот же способ печати стал преобладающим в авторском плакате конца XX века.
Особенности каждой техники сказывались на выразительных средствах плакатного языка: хромолитография дала ему чистоту локального цвета и цветные заливки, фотолитография - эффекты сочетания цветных плоскостей и тональных изображений; линогравюра - выразительный штрих, трафарет - обобщенность форм и символику цвета и так далее. Таким образом, техника тиражирования является не просто технологическим процессом, - это в определенной мере процесс художественный, влияющий на образные возможности плакатного искусства.
Техника литографии, изобретенная Алоисом Зенефельдером в конце XVIII века, была важнейшей научно-технической предпосылкой рождения «художественной афиши». Литография - гравюра на камне. На поверхность специального, предварительно отполированного, известкового камня специальным жиросодержащим карандашом или тушью наносится изображение; камень протравливают кислотой, и в результате защищенные жиром участки обретают способность удерживать краски, а чистые, протравленные - отталкивать их; краска раскатывается по камню и с него переносится на бумажный лист. Относительно несложный, нетрудоемкий и недорогой процесс обеспечил литографии лидерство в тиражировании тоновых и цветных изображений на протяжении почти 150 лет.
Изобретение А. Зенефельдера совершенствовалось в течение XIX века. В 1833 г. русский изобретатель К. Тромонин получил цветное изображение - хромолитографию: для каждой краски обрабатывался новый камень, с каждого из них изображение последовательно переносилось на лист. Наложение одной краски на другую давало дополнительные цвета, а градации тонов, их сила достигались с помощью тангирной сетки (в виде линеек, клеток, точек) или способом набрызга. В таком виде - с некоторыми усовершенствованиями - хромолитография дошла до наших дней.
В начале XX века стремление продлить жизнь рекламы и усилить ее декоративный эффект привело к созданию олеографии. Олеография - тот же литографский оттиск, покрытый специальным составом на основе олифы. Состав предохраняет лист и создает впечатление лакированной поверхности.
В 1852 г. француз А. Лемерсье вместо рисунка испробовал светочувствительное вещество, получив в оттиске фотографическое изображение. Это был первый опыт фотолитографии, час которой настал в 1920-е -1930-е годы XX века, в пору расцвета искусства фотомонтажа. В это же время некоторые фотомонтажные плакаты печатались способом глубокой ракельной печати, которую часто (и неверно) называют меццо-тинто. Глубокая печать точно передает тонкие нюансы света и тени благодаря тому, что печатающие элементы металлической формы имеют разную глубину и, следовательно, - разное количество краски.
Принцип цветной литографии положен в основу техники офсета, пришедшей на смену хромолитографии в середине XX века. В этом виде плоской печати место литографского камня заняла цилиндрическая металлическая (цинковая или алюминиевая) форма. С нее изображение передается на обтянутый резиновым полотном цилиндр, и уже с него - на бумагу. Фотомеханические процессы обработки позволяют более точно передавать градации тонов, совершеннее репродуцировать цветные оригиналы, выполненные в любой манере. Офсетные машины обеспечивают огромные, невозможные для литографии, тиражи, они эффективно используются до сих пор. С середины 1990-х годов традиционные виды печати постепенно и понемногу начинает теснить компьютерная графика.
Наряду с основными видами тиражирования плаката в определенные годы и в некоторых случаях применялись менее распространенные способы. Во время Гражданской войны, в Москве, Петрограде, Костроме оригиналы «Окон РОСТА» выполнялись в технике линогравюры. «Окна РОСТА» в Москве тиражировались способом трафарета. Трафарет - форма из картона или плотных сортов бумаги с вырезанными участками, соответствующими отдельным изображениям или их фрагментам. Через них краска непосредственно наносится на лист бумаги. Как и в литографии, для размножения многоцветных композиций режутся несколько трафаретов - соответственно числу красок.
Трафаретным способом в годы Второй мировой войны размножались «Окна ТАСС». А периодические агитплакаты («Мастерская Агитплаката» была создана в Москве в 1956 г.) печатались способом шелкографии. Шелкография является своеобразной разновидностью трафарета: роль печатной формы выполняет шелковая сетка, а пробельные поверхности создаются путем закрашивания трафарета. Этот же способ печати стал преобладающим в авторском плакате конца XX века.
Особенности каждой техники сказывались на выразительных средствах плакатного языка: хромолитография дала ему чистоту локального цвета и цветные заливки, фотолитография - эффекты сочетания цветных плоскостей и тональных изображений; линогравюра - выразительный штрих, трафарет - обобщенность форм и символику цвета и так далее. Таким образом, техника тиражирования является не просто технологическим процессом, - это в определенной мере процесс художественный, влияющий на образные возможности плакатного искусства.