Возникновение культа личности Сталина в 1930-1940-е годы было предопределено, прежде всего, атмосферой многочисленных потрясений, перенесенных страной в области внешне- и внутриполитической жизни. Срыв первого пятилетнего плана, голод 1932-1933 гг. как следствие насильственной коллективизации, государственный террор, а также ошибки во внешней политике, поражения в начале Отечественной войны - все это порождало сильную неуверенность в советском обществе.
Парадокс «социалистического культа» заключался в том, что наибольшую силу ему придавала опора пролетарской революции на широкую социальную базу, сама сила энтузиазма масс, молодого рабочего класса, стремящихся слить в едином имени свое представление о революции. С другой стороны, к культу личности Сталина привело характерное для России преклонение перед властителями, при котором притязание на власть всегда предполагало принцип патернализма.
Своей тягой к созданию образа «отца народов», ведающего, что есть благо для его подданных (пусть и фиктивное благо), Советская Россия сильно напоминала раннюю эпоху русской истории, хотя по интенсивности сакрального воздействия на массы культ личности был беспрецедентен в российской исторической традиции.
История революции и основоположники марксизма становятся объектом мифологизации. Складывается пантеон новых героев, прообразом которых были живые, нормальные люди, которые, войдя в пантеон, стали объектом обожествления, подражания и поклонения. Венчает этот пантеон сам Сталин. Для абсолютного большинства людей, которые никогда не сталкивались с ним лично, лицезрея его лишь на трибуне Мавзолея в дни празднеств, на бесчисленных портретах, на страницах журналов, газет и плакатов, он превратился, в конце концов, в сверхличность, живое божество, наделенное абсолютными качествами: всевидением, всеведением, всемогуществом.
В декабре 1929 г. с невероятной для того времени помпезностью было отмечено 50-летие Сталина. Затем восхваления Сталина превратились в правило, которое соблюдали даже бывшие лидеры оппозиции. Через Коминтерн культ личности насаждался во всех зарубежных компартиях. Последнего наивысшего пика культ личности Сталина достиг в 1949 г. к сталинскому 70-летию. К юбилею вождь Советского Союза получил многочисленные подарки, как от соотечественников, так и из-за рубежа; затем подарки были выставлены в особой экспозиции. Со смертью Сталина в 1953 г. внезапно прекратился и культ его личности.
Парадокс «социалистического культа» заключался в том, что наибольшую силу ему придавала опора пролетарской революции на широкую социальную базу, сама сила энтузиазма масс, молодого рабочего класса, стремящихся слить в едином имени свое представление о революции. С другой стороны, к культу личности Сталина привело характерное для России преклонение перед властителями, при котором притязание на власть всегда предполагало принцип патернализма.
Своей тягой к созданию образа «отца народов», ведающего, что есть благо для его подданных (пусть и фиктивное благо), Советская Россия сильно напоминала раннюю эпоху русской истории, хотя по интенсивности сакрального воздействия на массы культ личности был беспрецедентен в российской исторической традиции.
История революции и основоположники марксизма становятся объектом мифологизации. Складывается пантеон новых героев, прообразом которых были живые, нормальные люди, которые, войдя в пантеон, стали объектом обожествления, подражания и поклонения. Венчает этот пантеон сам Сталин. Для абсолютного большинства людей, которые никогда не сталкивались с ним лично, лицезрея его лишь на трибуне Мавзолея в дни празднеств, на бесчисленных портретах, на страницах журналов, газет и плакатов, он превратился, в конце концов, в сверхличность, живое божество, наделенное абсолютными качествами: всевидением, всеведением, всемогуществом.
В декабре 1929 г. с невероятной для того времени помпезностью было отмечено 50-летие Сталина. Затем восхваления Сталина превратились в правило, которое соблюдали даже бывшие лидеры оппозиции. Через Коминтерн культ личности насаждался во всех зарубежных компартиях. Последнего наивысшего пика культ личности Сталина достиг в 1949 г. к сталинскому 70-летию. К юбилею вождь Советского Союза получил многочисленные подарки, как от соотечественников, так и из-за рубежа; затем подарки были выставлены в особой экспозиции. Со смертью Сталина в 1953 г. внезапно прекратился и культ его личности.