1948. Новые образовательные программы 1940-х и 1950-х гг.

В конце 1940-х - начале 1950-х годов в Советском Союзе была реформирована система всеобщего школьного образования: обязательным стало образование в объеме семи классов, открываются вечерние школы для работающей молодежи.
Растущая потребность в специалистах стимулировала серьезное расширение высшего образования, увеличение числа вузов по всей стране. Изменилось соотношение между различными формами обучения - на первый план вышло вечернее и заочное образование для людей, занятых на производстве и желающих повысить свою квалификацию.
С 1957 г. изменяются правила приема в высшие учебные заведения. Преимущества при поступлении получили лица, уже имеющие стаж работы не менее двух лет или демобилизованные из армии. Реформа охватывает и общее среднее образование - в 1958 г. провозглашается лозунг борьбы за укрепление связи школы с потребностями профессиональной повседневной жизни. Вместо семилетнего вводится обязательное восьмилетнее обучение, так называемое «полное среднее образование» осуществляется на политехнической основе, то есть через соединение обучения в школе с производственным трудом.
Срок обучения в средней (политехнической) школе увеличился с 10 до 11 лет, а выпускники вместе с аттестатом зрелости получали свидетельство о специальности.
Однако большинство школ не располагало необходимой материальной базой для организации параллельного профессионального обучения. Предприятия, на которые возлагалась эта обязанность, подходили к профессиональной подготовке школьников, как правило, формально. Лишь малый процент выпускников школ работал по специальности, полученной в школе.