Ранний русский плакат 1850 - 1890

Ранний русский плакат XIX - начала XX века питали разные художественные истоки, среди которых самым значительным является лубок. Русская народная картинка, возникшая в середине XVII века, представляла собой текст и изображение, которые воспринимались как единый образ. Она отличалась богатством содержания и форм (назидательная, комментирующая, просветительная, рекламно-призывная). По мнению Ю. Лотмана, лубок ориентировал зрителя не на живописно-графическую эстетику, а на переживания театрального типа. Именно это родство лубка и театра сыграло важную роль при дальнейшем формировании разных видов зрелищного плаката, - театрального, циркового, спортивного, киноплаката.
В XVIII - XIX веках были широко распространены так называемые «лубки-афиши», переводившие в визуальную форму практику ярмарочных зазывал.
Гиперболизм и идеалистическая эстетика лубка полностью отвечали задачам коммерческого плаката. Его наиболее ранние, раскрашенные в две краски и гравированные на дереве, образцы выполнены именно в стиле лубка.
В начале XIX века, во время первой Отечественной войны с Наполеоном, появляются лубки политического содержания, что дает основание считать их начальной формой русского политического плаката. Лубок дал плакату такие важные слагаемые выразительного языка как развертывание действия во времени в нескольких кадрах и принципы цветового решения.
Не менее значим и другой источник формирования раннего плаката - книга. В отличие от Европы и США, где плакат изначально возник как область художественного творчества, в России бытовал взгляд на афишу и плакат как на произведения печати. Характерно, что авторами ранних русских афиш были художники-иллюстраторы книг и журналов - В. Тимм и А. Агин («Подписка на издание „Сто рисунков из сочинения Н.В. Гоголя «Мертвые души»“»). Книготорговые плакаты были наиболее распространенным видом «художественной афиши» второй половины XIX века, а книга, журнал, издатель были важными фигурами в организации плакатного дела. Это относится, в частности, к Р. Голике, издателю журнала «Шут», вокруг которого группировались первые плакатисты.
Впоследствии Р. Голике совместно с А. Вильборгом стал владельцем крупнейшего полиграфического предприятия в Санкт-Петербурге, где было напечатано множество ранних русских «художественных афиш». Влияние книжной графики на образные средства плаката оказалось очень существенным. Более всего это относится к книжной обложке, родственной плакату рекламно-информационными функциями. Но не только: плакат усвоил многие композиционные принципы книжной страницы, воспринял и переработал мотивы отдельных элементов оформления, иллюстраций, шрифтов.
Специфическим источником образной системы русского плаката послужила вывеска. В полуграмотной России вывеска, на которой были изображены узнаваемые предметы, издавна играла роль информационного и рекламного средства. Вывеска продолжала существовать и в пору распространения коммерческого плаката, в известной мере соперничая с ним и влияя на его художественный облик.
Мощный импульс русский плакат получил от плаката Европы и Америки. Международная выставка художественной афиши, которая прошла в 1897 - 1899 годах сначала в Санкт-Петербурге, а затем в Москве и Киеве, продемонстрировала на примере произведений А. Тулуз-Лотрека, Т. Стейнлена и других художников эстетическую ценность новой области графики. Выставка вызвала огромный интерес многих известных русских художников. Первые же произведения, созданные в этом жанре К. Сомовым, Л. Бакстом и другими, способствовали тому, что русский плакат вскоре уверенно влился в русло мирового плакатного искусства стиля «Ар нуво».
Свою лепту в историю возникновения плаката внесло искусство русской иконы. Однако его значение как источника для раннего русского плаката не стоит переоценивать. Только в годы Первой мировой войны русские художники-плакатисты начинают интенсивно обращаться к эстетическим моделям иконописи. Прежде всего, это выражалось в заимствовании мотивов и персонажей - например, Дмитрия Донского или Георгия Победоносца. Вместе с ними в плакат проникают и стилистические и композиционные черты иконы (например, обратная перспектива). Однако, как это ни парадоксально, наибольшее влияние на революционный плакат икона оказала в пору усиленной антирелигиозной пропаганды.