Благотворительность и социальная помощь

До революции благотворительный плакат, призывавший к пожертвованиям, сборам и иной благотворительной деятельности, представлял собой самостоятельный жанр плакатного искусства, - единственный, выполняющий социальные функции.
В конце XIX века в России, как и в других странах Европы, уже существовала развитая сеть различных благотворительных учреждений и организаций. Они оказывали помощь жертвам стихийных бедствий, опекали сирот, вдов, больных и престарелых, и для этого проводили большие акции по сбору средств. Например, «День белой ромашки» был посвящен борьбе с чахоткой, «День красного яичка» - помощи беспризорным детям. Кроме того, устраивались балы, концерты, вечера, выручка с которых шла на благотворительные цели. Для информации об этих мероприятиях издавались плакаты. Тема плаката, как правило, определялась самой благотворительной акцией - балом, лотереей или распродажей, и решалась ярко, оптимистично. Социальные несчастья, которые были ее первопричиной, редко угадывались в художественном образе, о них можно было узнать только из текста. К числу редких исключений относится плакат А. Архипова («Помогите несчастным детям. Купите 5-го апреля Красное яичко в пользу детских трудовых артелей и детских ночлежных домов»).
Характер благотворительного плаката менялся в экстремальных ситуациях войн, когда идея благотворительности смыкалась с патриотической идеей. Ее носителями в плакате Первой мировой войны выступали фольклорные персонажи и исторические деятели, прославившиеся победами над врагами России: князь Дмитрий Донской (К. Коровин. «Всероссийский земский союз больным и раненым»), покоритель Сибири Ермак Тимофеевич (А. Васнецов. «Сибирский день. 1582 - 1915»). Именно в благотворительной «художественной афише» впервые появляется обобщенный символический образ Родины, России (С. Виноградов. «Москва русским воинам в плену. 31 окт[ября] - 1 ноября 1915»).
«Нарядные» благотворительные афиши выпускались и в военное время (вплоть до революции 1917 года), героями многих из них стали солдаты. Они изображались не в моменты боевых действий, а в минуты передышек и отдыха, в моменты получения книг, табака, белья. Раненые и увечные воины в плакатах, за редкими исключениями, не испытывали страданий; окруженные заботой, они выглядели не столько жертвами, сколько героями, и своим видом утверждали идею справедливости войны.
Наряду с солдатами персонажами благотворительного плаката стали дети, беженцы, сироты, вдовы, также нуждающиеся в помощи и поддержке. Плакат сохранил некоторые характерные сцены военного быта в тылу, например, общественную столовую для бедных (Г. Алексеев «На продовольственную помощь малоимущим г. Москвы. Сбор 27 - 28 ноября 1916 года»).
Плакаты, агитирующие за подписку на военные займы 1916-го и 1917-го годов, были также обращены к жертвователям, однако их содержание вышло за пределы благотворительности, и по существу они являются ранней формой русского политического плаката.
Традиция благотворительного плаката недолгое время еще продолжалась в искусстве революционного агитационного искусства. В годы Гражданской войны и в начале 20-х годов проводились многочисленные благотворительные мероприятия - «День раненого красноармейца», «День красной казармы», «День сухаря», сопровождаемые изданием плакатов. К середине 20-х годов, по мере того, как последствия войны и разрухи считались преодоленными, благотворительный плакат как жанр надолго прекращает свое существование. К его традициям изредка возвращаются плакатисты Отечественной войны и перестройки (М. Аввакумов, О. Волкова. «Советский фонд милосердия и здоровья. Наш счет 704201»).