Первая мировая война способствовала развитию агитационного искусства воюющих стран, а общность проблем военного времени, необходимость мобилизовать население на борьбу против внешнего врага, обусловила сходство мотивов и тем в плакатах разных стран. Русский плакат наряду с общими - интернациональными - чертами обладал и своими собственными, характерными только для национальной плакатной традиции.
Она заключалась в том, что тема войны развивалась в рамках темы благотворительности. Главная цель плаката - сбор пожертвований, - определила его типаж. Это раненые увечные солдаты, инвалиды, вдовы, сироты, обездоленные дети, - жертвы, вызывающие сочувствие, внушающие мысль о жестокости и бесчеловечности войны. Антимилитаристским настроением проникнут один из первых и лучших военных плакатов 1914 года работы Л. Пастернака, отца будущего нобелевского лауреата (Л. Пастернак. «На помощь жертвам войны»).
В плакатах-картинках на тему окопного быта образ воина будничен, прозаичен: солдаты изображены в моменты получения или использования благотворительной помощи, а потому лишены особой доблести. Героическое же начало образа воителя воплощено в монументальных фигурах народных героев: Дмитрия Донского, Ермака Тимофеевича, гражданина Минина и князя Пожарского, а также в символических и фольклорных персонажах. Наиболее распространенным среди них стал покровитель воинов святой Георгий Победоносец, поражающий змия. Именно эти символические и фольклорные сюжеты раскрывали тему военного противостояния. Русский плакат в отличие от современного ему английского, французского или немецкого, не создал ни одного конкретного образа врага, отдав его на осмеяние русскому лубку.
Особые задачи благотворительного военного плаката сказались на его образном языке: в нем появляются элементы репортажной графики, он испытывает влияние документального кинематографа и лубка.
Она заключалась в том, что тема войны развивалась в рамках темы благотворительности. Главная цель плаката - сбор пожертвований, - определила его типаж. Это раненые увечные солдаты, инвалиды, вдовы, сироты, обездоленные дети, - жертвы, вызывающие сочувствие, внушающие мысль о жестокости и бесчеловечности войны. Антимилитаристским настроением проникнут один из первых и лучших военных плакатов 1914 года работы Л. Пастернака, отца будущего нобелевского лауреата (Л. Пастернак. «На помощь жертвам войны»).
В плакатах-картинках на тему окопного быта образ воина будничен, прозаичен: солдаты изображены в моменты получения или использования благотворительной помощи, а потому лишены особой доблести. Героическое же начало образа воителя воплощено в монументальных фигурах народных героев: Дмитрия Донского, Ермака Тимофеевича, гражданина Минина и князя Пожарского, а также в символических и фольклорных персонажах. Наиболее распространенным среди них стал покровитель воинов святой Георгий Победоносец, поражающий змия. Именно эти символические и фольклорные сюжеты раскрывали тему военного противостояния. Русский плакат в отличие от современного ему английского, французского или немецкого, не создал ни одного конкретного образа врага, отдав его на осмеяние русскому лубку.
Особые задачи благотворительного военного плаката сказались на его образном языке: в нем появляются элементы репортажной графики, он испытывает влияние документального кинематографа и лубка.