Российская социал-демократическая рабочая партия, которая вплоть до Февральской революции 1917 года находилась в подполье на нелегальном положении, практически не могла использовать плакат для целей агитации и пропаганды: у нее не было для этого специальных литографий, и не было легальной возможности распространения плакатов. По этой причине даже в период революции 1905 - 1907 годов для партийной агитации использовались, прежде всего, периодические издания и фотооткрытки.
И, тем не менее, отдельные попытки создания пропагандистского и агитационного плаката были. В 1901 году среди рабочих распространялся первый революционный подпольный плакат (Н. Лохов. «Пирамида»). Его издатель - Союз русских социал-демократов. В 1906 году литографы, печатавшие рекламу торговой компании «Зингер», включили в композицию несколько политических лозунгов. Плакат был конфискован.
Только после Февральской революции 1917 года плакаты начинают активно использоваться в политической борьбе. К этому средству агитации обращаются на протяжении 1917 года различные политические партии - кадеты, эсеры и большевики. В некоторых большевистских, но чаще в эсеровских плакатах можно видеть символы и образные мотивы, которые станут господствующими в искусстве советской художественной публицистики: партия в виде высокого маяка среди бушующего моря, атрибуты труда, шествие масс, рабочий и солдат, водружающие красное знамя.
Особый интерес представляет лист А. Зеленского, изданный в связи с выборами в Учредительное собрание и призывающий голосовать за партию кадетов. Существует гипотеза, согласно которой этот едкий сатирический плакат на самом деле был издан большевиками, чтобы дискредитировать конституционных демократов как «партию средней и мелкой промышленной буржуазии». Сюжет этого плаката впоследствии будет использован В. Дени в плакате «Антанта под маской мира».
И, тем не менее, отдельные попытки создания пропагандистского и агитационного плаката были. В 1901 году среди рабочих распространялся первый революционный подпольный плакат (Н. Лохов. «Пирамида»). Его издатель - Союз русских социал-демократов. В 1906 году литографы, печатавшие рекламу торговой компании «Зингер», включили в композицию несколько политических лозунгов. Плакат был конфискован.
Только после Февральской революции 1917 года плакаты начинают активно использоваться в политической борьбе. К этому средству агитации обращаются на протяжении 1917 года различные политические партии - кадеты, эсеры и большевики. В некоторых большевистских, но чаще в эсеровских плакатах можно видеть символы и образные мотивы, которые станут господствующими в искусстве советской художественной публицистики: партия в виде высокого маяка среди бушующего моря, атрибуты труда, шествие масс, рабочий и солдат, водружающие красное знамя.
Особый интерес представляет лист А. Зеленского, изданный в связи с выборами в Учредительное собрание и призывающий голосовать за партию кадетов. Существует гипотеза, согласно которой этот едкий сатирический плакат на самом деле был издан большевиками, чтобы дискредитировать конституционных демократов как «партию средней и мелкой промышленной буржуазии». Сюжет этого плаката впоследствии будет использован В. Дени в плакате «Антанта под маской мира».