Обзор стилистики дореволюционного плаката

В конце XIX - начале XX века в искусстве Европы получил распространение новый стиль, который вошел в историю европейского искусства как «югендстиль» (Германия), «ар нуво» (Франция) или «сецессион» (Австрия). В России он получил название стиля модерн и занял доминирующие позиции в архитектуре, графике и дизайне. Новый стиль способствовал оформлению плаката в самостоятельный и оригинальный жанр графики. В плакате, более, чем в других жанрах искусства были реализованы стремления модерна к массовости и демократичности, его претензии на художественное преобразование среды. Именно благодаря этим особенностям модерна в круг художественной деятельности крупных мастеров были вовлечены те жанры графики, которые ранее оставались на обочине большого искусства -книжная графика, прикладная графика и плакат. Модерн в значительной степени определил выразительный язык плаката, его обусловленность особенностями литографской техники, стремление к лаконизму и символической информативности образа, к крупной визуально выделенной форме; именно модерн выдвинул пятно, плоскостность, линию в число ведущих выразительных средств его языка. Огромное значение для формирования плаката имела также идея синтеза искусств, одна из главных идей модерна, и обусловленный ею принцип ансамбля, следуя которому плакат активно приобщался к новым стилевым течениям в графике, живописи, архитектуре. «Художественная афиша» стала важнейшим элементом книжного и выставочного ансамбля, зрелищной рекламы, фирменного стиля коммерческой рекламы. Зона его действия постоянно расширялась.
В России модерн развивался по трем направлениям: неорусская стилистика, югендстиль интернационального образца и оригинальное направление «Мира искусства».
Стилевая ориентация русского плаката не ограничивается только модерном. Сатирическая графика периода русской революции 1905 - 1907 годов, легальная и нелегальная, продемонстрировала свою действенность в политической борьбе. Запрещенная цензурой, она тем не менее заложила прочный фундамент искусства политической агитации, которое всего через десятилетие получит мощное развитие. Плакат не мог не испытывать влияния реалистического искусства, не учитывать популярность народной картинки, особенно в годы Первой мировой войны, когда зрительская аудитория значительно расширилась за счет демократической публики. И именно поэтому же стилистические течения наступающего авангарда - кубофутуризм, лучизм, супрематизм, - которые громко заявили о себе именно после 1914 года, оказались мало востребованными массовым искусством. Не случайно футурист Владимир Маяковский и апологет супрематизма Казимир Малевич в годы войны рисовали лубки. В дореволюционном плакате русский авангард не играл заметной роли.