Художественное объединение «Мир искусства»

Художественное объединение «Мир искусства» (1898 - 1924) выросло из кружка единомышленников, художников и критиков, объединившихся вокруг журнала под тем же названием. Деятельность объединения была разносторонней: популяризация отечественного и зарубежного искусства, организация выставок, собственно творческая работа: А. Бенуа, К. Сомов, Л. Бакст, Е. Лансере, И. Билибин, Е. Нарбут были талантливыми художниками. Важнейшей областью их творчества была книжная графика. Они рассматривали книгу как стилистически единое художественное целое, и с этих позиций разрабатывали все ее элементы, от переплета до концовки. Многие традиции книжного оформления, перенесенные ими в плакат, оказали огромное влияние на принципы его композиции, на культуру шрифта. Для книжной графики, как и для плакатов Е. Лансере, С. Чехонина и других характерна строгая выверенность и соотнесенность всех элементов: текста и изображения, изображения и полей, текста и декоративных элементов, цвета бумаги и изображения. Художественные достижения русского книжного и выставочного плаката связаны с творчеством мастеров именно этого объединения (Е. Лансере. «Историческая выставка архитектуры»). Художники «Мира искусства» вообще были первыми мастерами, которые попытались поднять русский плакат до художественного уровня мирового плаката. После Международной выставки художественных афиш в 1897 году в Санкт-Петербурге сначала К. Сомов, а затем Л. Бакст создают плакаты, с которых по существу начинается становление этого жанра в России (Л. Бакст. «Благотворительный базар кукол»).
Произведения Л. Бакста сблизили русскую плакатную школу с европейской, в частности с французской, хотя традиции последней в России особого развития не получили. Мастера «Мира искусства», воплощая в жизнь идею синтеза искусств, основополагающую в стиле модерн, много работали в «смежных» с плакатом и книгой областях дизайна, - в оформлении театральных программ, пригласительных билетов. Они и плакат рассматривали как важный элемент выставочного или книжного ансамбля, спектакля или концерта. Композиция плаката могла повторяться в пригласительном билете, в рекламном проспекте, в обложке каталога или программы.
Плакатная деятельность «мирискуссников», пусть эпизодическая, способствовала утверждению русской художественной афиши в ранге самостоятельного и самобытного жанра искусства.