Символика дореволюционного плаката

Символ, как разновидность художественного образа, изначально присущ плакату, особенно на раннем этапе его формирования, в эпоху модерна, когда символика играет особую роль в образной системе литературы, живописи, графики.
Символика дореволюционного плаката, богатая и разнообразная, во многом обусловлена его жанром и темой. Так, в выставочной афише часто встречаются эмблемы художественных объединений (например, эмблема «Мира искусства» в плакате Е. Лансере), в театральной - изображения муз и традиционной маски - знака актерского искусства, в коммерческой - торговые знаки фирм. В благотворительной художественной афише обязательно наличествовала эмблема издающей его организации: «красное яичко» - в плакатах Общества по борьбе с беспризорностью, «белая ромашка» - Всероссийской лиги по борьбе с туберкулезом (Ф. Захаров. «Всероссийская лига для борьбы с туберкулезом»). Постепенно складывалась традиция изображать в плакатах орудия труда - молоты, колбы и циркули, например, в афишах, извещающих о мероприятиях в пользу нуждающихся студентов высших технических школ. В годы Первой мировой войны круг символов расширяется за счет отечественных и интернациональных символических фигур: «двуглавый орел», «красный крест», «погребальные факелы».
В начале XX-го века в русской и европейской графике уже бытовало изображение восходящего солнца - символа света, просвещения, образования и свободы; кузнеца у наковальни, олицетворяющего труд, дымящих труб - знака развивающейся индустрии. Эти изображения были единичными, но они положили начало традиции, позднее развитой художниками революционного плаката.