Послереволюционная политическая ситуация требовала от только что возникшего государства высочайшей мобилизации всех сил: было необходимо установить в огромной стране порядок, отражая натиск держав-интервентов извне и подавляя контрреволюционное сопротивление изнутри, и одновременно - приступить к решению самых насущных социальных, экономических и культурных проблем, вызванных Первой мировой и последовавшей за ней Гражданской войнами. Вопросы агитации и пропаганды выдвигаются партией в число важнейших государственных задач. Поскольку большинство населения России, в первую очередь, крестьянского, оставалось неграмотным, плакат оказывался наиболее действенным коммуникационным средством, способным донести до народа политические идеи и взгляды партии.
До революции в России не было профессии плакатиста. Сразу после революции отряд плакатистов стал самым большим в ряду представителей других творческих профессий. В историю русского плаката вошли самые выдающиеся из них: Д. Моор, В. Дени, М. Черемных, А. Апсит, Н. Кочергин, Н. Когоут, А. Страхов-Браславский, художники «Окон РОСТА» во главе с В. Маяковским в Москве и с В. Лебедевым - в Петрограде. Впоследствии к этому числу добавились многие другие. И, в то же время, имена многих художников, особенно из российской провинции, и до сего дня остаются неизвестными.
Плакаты создавались профессионалами и любителями, которые приняли революцию и рассматривали агитацию за нее как дело своей жизни, как моральный и политический долг. Этим объясняется и тот революционный оптимизм, та вера в идеалы революции, которые отличают работу первых мастеров агитационного искусства, и одно из важнейших свойств раннего советского политического плаката, который в ясной, неискаженной форме передает идеалы своего времени.
При всем разнообразии, обусловленном уровнем мастерства художников, традициями национальных школ, техническими возможностями полиграфии, этот вид агитационной графики быстро обрел свой неповторимый стиль и оказал огромное влияние на другие жанры изобразительного искусства. В 1919 году советский искусствовед (а тогда еще начинающий критик) А. Сидоров отметил, что искусство становится средством общей государственной политики. «Привлечение искусства к делу советской пропаганды особенно ярко и настоятельно выражается в том внимании, которое посвящается нашей властью этой отрасли искусства, на которую раньше смотрели почти презрительно... Мы говорим об искусстве „плакатном“».
После Октябрьской революции (во время ее проведения плакаты не издавались) сравнительно молодой вид графики превращается в острое и действенное орудие государственной политики и идеологической пропаганды. Новые политические задачи выдвигают новые темы, влияют на стиль, на выразительный язык агитационного искусства. Русский плакат переживает свое второе рождение. Новые механизмы его функционирования и новые структурные принципы особенно заметны на сломе, который возник в результате нарушения революцией естественного хода развития русского плакатного искусства.
До революции в России не было профессии плакатиста. Сразу после революции отряд плакатистов стал самым большим в ряду представителей других творческих профессий. В историю русского плаката вошли самые выдающиеся из них: Д. Моор, В. Дени, М. Черемных, А. Апсит, Н. Кочергин, Н. Когоут, А. Страхов-Браславский, художники «Окон РОСТА» во главе с В. Маяковским в Москве и с В. Лебедевым - в Петрограде. Впоследствии к этому числу добавились многие другие. И, в то же время, имена многих художников, особенно из российской провинции, и до сего дня остаются неизвестными.
Плакаты создавались профессионалами и любителями, которые приняли революцию и рассматривали агитацию за нее как дело своей жизни, как моральный и политический долг. Этим объясняется и тот революционный оптимизм, та вера в идеалы революции, которые отличают работу первых мастеров агитационного искусства, и одно из важнейших свойств раннего советского политического плаката, который в ясной, неискаженной форме передает идеалы своего времени.
При всем разнообразии, обусловленном уровнем мастерства художников, традициями национальных школ, техническими возможностями полиграфии, этот вид агитационной графики быстро обрел свой неповторимый стиль и оказал огромное влияние на другие жанры изобразительного искусства. В 1919 году советский искусствовед (а тогда еще начинающий критик) А. Сидоров отметил, что искусство становится средством общей государственной политики. «Привлечение искусства к делу советской пропаганды особенно ярко и настоятельно выражается в том внимании, которое посвящается нашей властью этой отрасли искусства, на которую раньше смотрели почти презрительно... Мы говорим об искусстве „плакатном“».
После Октябрьской революции (во время ее проведения плакаты не издавались) сравнительно молодой вид графики превращается в острое и действенное орудие государственной политики и идеологической пропаганды. Новые политические задачи выдвигают новые темы, влияют на стиль, на выразительный язык агитационного искусства. Русский плакат переживает свое второе рождение. Новые механизмы его функционирования и новые структурные принципы особенно заметны на сломе, который возник в результате нарушения революцией естественного хода развития русского плакатного искусства.