Агитация и пропаганда - новые коммуникационные задачи

Сложность политических задач и разнородность целевой аудитории плаката требовали от него высокой вариантности и динамичности плакатной формы. В особо напряженные моменты, особенно в период военных действий, наибольшей мобилизующей силой обладал «апелляционный» - агитационный плакат, бросавший в массы активный призыв к действию. Но в стране, где преобладало неграмотное или малограмотное население, где возникало множество вопросов в связи с принципиальными социальными переменами, подобная форма агитации не всегда решала поставленную задачу. Многие темы требовали всестороннего обсуждения и разъяснения. Так наряду с агитационным плакатом рождается плакат пропагандистский. Собственно агитационный и пропагандистский плакаты возникли и развивались одновременно. Более того, часто в одно и то же время одна и та же тема решалась и одним, и другим способом. В художественной форме пропагандистского плаката, обращенного к наименее политически подготовленной аудитории, мастера использовали традиции народного искусства, в частности лубка, с его пристрастием к многокадровому, многосюжетному развитию действия, к пояснительным текстам. И хотя традиции народного искусства, естественно, претерпевали изменения в соответствии с новыми политическими задачами, многокадровый плакат-рассказ получает широкое распространение не только в оборонных, но и в культурно-просветительных, санитарно-просветительных темах, не только в печатном, тиражном, плакате, но и в трафаретных «Окнах РОСТА».
И агитационный, и пропагандистский плакат в равной мере претворяют выразительные средства разных стилей и направлений искусства, в том числе и авангардных - супрематизма и конструктивизма. Дистанцированная созерцательность дореволюционного рекламного плаката, предлагавшего предмет роскоши для очень ограниченного круга потребителей, уступает место активности и прямолинейному призыву в пропаганде нового товара под названием «социализм». Настроение подъема, характерное для революционного времени, переносится также и на плакат, на его линии, формы, краски, способы передачи пространства и времени, на применение экспериментальной техники тиражирования, использование новых форм. Все это свидетельствует о новой культуре активного убеждения, которая ярко контрастирует с более статичными, информирующими дореволюционными плакатами.