Образ рабочего

Образ рабочего всегда был одним из главных в искусстве советского плаката. В первые послереволюционные годы, стремясь подчеркнуть в нем силу победившего класса, художники уподобляли его античным героям и изображали в виде аллегорических полуобнаженных фигур. Но рабочий зритель не мог идентифицировать себя с подобными персонажами. Они были слишком далеки от реальности, чтобы вдохновлять массы (Н. Власов. «Духом окрепнем в борьбе»). Лишь вооружившись классовыми атрибутами - молотом, наковальней, кожаным фартуком, винтовкой - рабочий в плакате обрел черты жизненной достоверности, художественной силы и выразительности, которые способствовали пропагандистской действенности его образа.
В плакате Гражданской войны и первых мирных лет рабочему отведена роль оратора: он провозглашает коммунистические лозунги и идеалы и ратует за установление союза с крестьянством (Д. Моор. «Товарищи, винтовкой и молотом отпразднуем Красный Октябрь»). В 1919 году В. Дени в плакате «Каждый удар молота - удар по врагу» показал роль рабочего класса в разгроме интервенции. Фигура кузнеца, «кующего счастия ключи» стала первообразом и символом рабочего в агитационном искусстве.
Задачи восстановления экономики после окончания Гражданской войны потребовали от образа рабочего не столько аллегорического величия или политической декларативности, сколько активного действия. Он должен был служить примером для зрителя. В «Окнах РОСТА» Москвы и Петрограда, в плакатах Д. Моора, Н. Когоута, Н. Кочергина, рабочий выступает как энергичный «человек действия», сознающий свою интернациональную миссию и ведущую роль в построении «светлого будущего».
В образе труженика - носителя и пропагандиста коммунистической идеологии, ярко отражаются изменения политического, производственного, бытового плана, происходящие в обществе на каждом историческом этапе. В 20-е годы рабочий укрепляет «смычку» с крестьянством. В 30-е - выполняет и перевыполняет планы пятилетки, работает на гигантских стройках новых заводов, является частицей тех пролетарских кадров, которые, по выражению Сталина, «решают все»: овладевают техникой и знаниями, включаются в движение стахановцев и ударников, «производительно работают и культурно живут».
Такая многогранная и многоаспектная характеристика не умещается в традиционные рамки образа-символа кузнеца. Фотообъектив Г. Клуциса, В. Елкина, С. Сенькина запечатлевает представителей разных рабочих профессий. Стремясь к реалистическому отображению жизни, плакатисты используют фотопортреты конкретных ударников и героев труда - А. Стаханова, Н. Изотова, Е. и М. Виноградовых. Пропаганда Сталинской Конституции в середине 30-х, - статей о праве трудящихся на труд, отдых, образование, - приоткрывает еще одну грань образа трудящегося человека, - его частную жизнь.
В годы Отечественной войны образ труженика тыла получает психологическую разработку. Правдивое отображение в нем настроений и проблем военного времени способствует максимальной идентификации зрителя с плакатным героем. Продолжение этой традиции в послевоенном плакате еще недолгое время дает результаты, но исчерпанность метода социалистического реализма сказалась и на трактовке образа главного героя плакатного искусства: рабочий превращается в благополучного улыбчивого человека, далекого от действительных проблем реальности, и его слова и призывы уже не волнуют зрителя. Начиная с конца 50-х годов, со времен хрущевской «оттепели» возникает новая тенденция, - человек изображается более абстрактно, трудовые процессы - пафосно и патетически, плакатный образ насыщается метафорами, аллегориями и символами (М. Лукьянов. «Славь страну трудом своим!»; О. Савостюк и Б. Успенский. «Тебе, родина, наш вдохновенный труд!»; Н. Бабин, И. Овасапов, А. Якушин. Серия «По ленинскому пути»).
Изменения характера труда в ходе научно-технического прогресса (60-е - 70-е годы), созвучные теории ликвидации существенных различий между умственным и физическим трудом, в плакате привели, с одной стороны, к более активному использованию символики, а с другой - к определенной интеллектуализации образа рабочего (Л. Тарасова. «Быть коммунистом...»). В эти годы возникает особый тип плаката-портрета, возрождаются традиции фотоплаката. Развитие этого образа обрывается к 1990-му году, и в плакате последующих лет он уже практически не играет никакой роли.