Плакат и Гражданская война

Действенность политической агитации в военных условиях была доказана еще во время Первой мировой войны. Однако именно в годы Гражданской войны, когда молодая Советская республика отбивалась одновременно от войск интервентов и «белого движения», роль и функции плаката в агитационной работе несравненно возросли. Военные плакаты издавались Литературно-издательским советом Политического управления Реввоенсовета республики. Собственные издательские отделы были при политуправлениях отдельных армий.
Заведовавший производством плакатов в Литиздатотделе В. Полонский в 1925 году писал: «(...) Революция привнесла в нашу повседневную жизнь штурмовой темп, из которого нельзя было вырваться не только потому, что он увлекал за собой все механически, но и потому, что этот темп диктовался инстинктом самосохранения, требовавшим скорости, гибкости, восприимчивости и динамического темперамента. Центральное место занимает, конечно, оборона. … Все этапы борьбы по отдельным фронтам нашли свое отражение. Колчак и Деникин, Врангель, Польша и Финляндия. Есть плакаты, обращающиеся к украинцам, казакам, народам Кавказа, призывающие врагов сдавать оружие, записываться в Красную Армию, в кавалерию, помогать раненым красноармейцам. (...) В европейской прессе нашим плакатам нередко делался упрек в „кровожадности“. Да. Пацифизма, непротивления злу насилием в них и под микроскопом не отыщешь. Но только лицемеры и ханжи могут всерьез ставить нам в вину боевой дух этих плакатов. Ими говорила сама эпоха, сама жизнь с ее кровью и слезами. (...) Нечего удивляться тому, что ограбленный, схваченный за горло и обложенный врагом народ хочет защитить свою жизнь и берется за топор»{Полонский В. Русский революционный плакат: Оттиск // Печать и революция. 1922. Кн. V. С. 19-21}.