Тема образования в плакате

Восстановление народного хозяйства после окончания Гражданской войны требовало грамотных и образованных людей. Между тем основная масса трудящихся России (65%) в момент революции была неграмотной или малограмотной. Поэтому уже в годы Гражданской войны задача овладения знаниями и культурой выдвигается как задача политическая. Именно так решается она и плакатом. «Грамота - путь к коммунизму» - этот лозунг звучит как эпиграф темы. В культурно-просветительных плакатах часто используются символические изображения разорванных цепей, солнца, пылающих факелов. Они несут двойную символическую нагрузку, означают знание, свет, культуру и освобождение от угнетения.Плакаты часто сопровождают специальные культурно-политические мероприятия («Неделя ребенка», «День печати»). Они ратуют за грамоту и культуру, призывают хранить библиотеки и памятники искусства, восстанавливать школы.
Ликвидации неграмотности взрослого населения уделялось особое внимание. Акция проводилось в рамках широкой образовательной кампании (Ликбез). Плакаты А. Радакова «Неграмотный - тот же слепой» и «Грамотные. Неграмотные» пользовались огромной популярностью, а со временем превратились в художественный символ культурной революции в России. Поговоркой в 20 - 30-е годы стали лозунги некоторых плакатов (в том числе Е. Кругликовой «Женщина! Учись грамоте! Эх! Маманя, была-бы ты грамотной, помогла-бы мне!»). Очагами ликвидации неграмотности были избы-читальни и клубы, к их организации и посещению призывал плакат. Но подлинным «героем» культурно-просветительного плаката стала книга - «источник знаний и света», хранительница культурного наследия прошлого.