О «городе будущего» мечтало поколение, совершившее революцию. Однако на плакатах эта мечта получила довольно абстрактное воплощение: городской пейзаж в свете лучей восходящего солнца, застилаемого дымом труб промышленных предприятий. Будущее Советской России мыслилось исключительно как городское, в то время как крестьянская Русь, напротив, отождествлялась с прошлым. Город, таким образом, стал местом цивилизационной и политико-идеологической утопии.
Город будущего плакатисты пытались представить как упорядоченное собрание социально полезных учреждений - рабочих клубов, детских яслей, школ, - как место новой цивилизации, где все рационально и подчинено интересам человека. Хотя графическое выражение этого топоса несколько затруднено, плакатисты не оставляли попыток изобразить «город солнца» и небезуспешно. Однако в годы Гражданской войны «город» чаще выглядит «неприступной крепостью», которую надлежит защищать.
Только в 30-е годы образ нового (социалистического) города принимает конкретные формы. Теперь его изображения на плакатах визуализируют и пропагандируют грандиозные архитектурные планы предвоенного десятилетия. Возникают новые городские и парковые ландшафты, на плакатах появляются новаторские технические проекты, как, например, план московского метрополитена. Однако после 30-х годов мотив «социалистического города» встречается в плакатном искусстве все реже и реже.
Только в 60-е годы происходит очередное обращение к новым визуальным концепциям города: теперь городу придают лицо коммунистической утопии. Образ города с новыми жилыми комплексами, магазинами, учреждениями, стадионами свидетельствует о социальном благосостоянии людей.
Город будущего плакатисты пытались представить как упорядоченное собрание социально полезных учреждений - рабочих клубов, детских яслей, школ, - как место новой цивилизации, где все рационально и подчинено интересам человека. Хотя графическое выражение этого топоса несколько затруднено, плакатисты не оставляли попыток изобразить «город солнца» и небезуспешно. Однако в годы Гражданской войны «город» чаще выглядит «неприступной крепостью», которую надлежит защищать.
Только в 30-е годы образ нового (социалистического) города принимает конкретные формы. Теперь его изображения на плакатах визуализируют и пропагандируют грандиозные архитектурные планы предвоенного десятилетия. Возникают новые городские и парковые ландшафты, на плакатах появляются новаторские технические проекты, как, например, план московского метрополитена. Однако после 30-х годов мотив «социалистического города» встречается в плакатном искусстве все реже и реже.
Только в 60-е годы происходит очередное обращение к новым визуальным концепциям города: теперь городу придают лицо коммунистической утопии. Образ города с новыми жилыми комплексами, магазинами, учреждениями, стадионами свидетельствует о социальном благосостоянии людей.