Супрематизм

Супрематизм - одно из направлений беспредметного искусства, которое оперирует геометрическими формами и элементами в их сложном композиционном и цветовом соотношении. Крупнейшим представителем этого направления, сложившегося в предреволюционные годы, был Казимир Малевич.
В плакате до 1917 года это направление себя не проявило. После же революции супрематизм оказывает огромное влияние на стилистику и художественный язык конструктивизма. После завершения Гражданской войны идеи конструктивизма получают воплощение в архитектуре, театре, декоративно-прикладном искусстве и полиграфии. Супрематистские проекты были положены в основу праздничного оформления Москвы, Петрограда и ряда других городов к первой и второй годовщинам Октября. Однако в 1920 году это художественное направление подверглось критике со стороны руководящих органов, прежде всего, их региональных и локальных структур.
Хотя история супрематизма была относительно короткой, в ее рамках успела возникнуть работа, приобретшая такую же известность как знаменитый «Черный квадрат» К. Малевича. Речь идет о супрематистском плакате «Клином красным бей белых», изданном в 1920 году, в период Гражданской войны. На абстрактном языке чистых форм конфликт между БЕЛЫМ (движением) и КРАСНЫМ (Революцией) сведен к однозначной, иконографичной формуле. Автор плаката - известный художник-дизайнер Л. Лисицкий доказал своей работой невостребованные, неиспользованные возможности супрематизма. Мы не знаем другого плаката, в котором этот художественный стиль проявил бы себя в такой чистой и декларативной форме. Влияние его заметно в плакатном творчестве многих мастеров: И. Нивинского, В. Лебедева, В. Козлинского. Супрематизм как бы влился в конструктивизм, мастера которого прославили русский плакат чуть позже - в 20-е годы.