Окна РОСТА и Главполитпросвета

Политическая обстановка первых послереволюционных лет требовала многообразия форм агитации и пропаганды, которые отвечали бы сложным актуальным задачам. Одной из таких форм стали «Окна РОСТА», появившиеся в октябре 1919 года в Москве, в начале 1920 года в Петербурге, а затем и во многих других городах страны. Свое название большие красочные плакаты, выпускаемые Российским телеграфным агентством (РОСТА) получили от первоначального места их развески - пустующих витрин (окон) магазинов. Идея «Окон» принадлежала художнику М. Черемныху и была горячо поддержана В. Маяковским. «Окна» стали стенной газетой для самых широких слоев рабоче-крестьянского населения, идеологическим оружием мгновенной реакции на события.
«Телеграфным стилем» (выражение В. Маяковского) «Окон» были обусловлены многие их художественные особенности: афористический лаконизм рисунка, хлесткий стихотворный текст, техника изготовления и размножения.
Большой размер «Окон» не позволял быстро печатать их литографским способом. В Москве для тиражирования использовался трафарет, в Петербурге - копирование от руки. Меньшие по размеру «Окна РОСТА» других городов России множились в зависимости от возможностей полиграфии - литографским способом (Ярославль), техникой линогравюры (Кострома).
В Москве коллектив художников возглавлял М. Черемных, душой его был В. Маяковский, наиболее активными участниками - И. Малютин, А. Нюренберг, А. Левин. Художники готовили оригинал; по нему в зависимости от числа красок резались трафареты - формы из плотной промасленной бумаги или картона. Трафаретчики прокатывали по ним вручную краски. По этим же трафаретам раскрашивались стены домов, заборы и даже тротуары.
В плакатах РОСТА нашли отражение все актуальные вопросы времени - от военных действий на фронтах до сбора ягод. Особое внимание уделялось пропаганде политики Советской власти, ее декретов, постановлений, указов. Лаконичный и выразительный графический язык учитывал особенности народной культуры и массового восприятия. Источником его во многом послужил русский лубок, в частности многокадровое композиционное построение и характер рисунка - простого и лаконичного, без лишних деталей.
В художественной форме «Окон» сказались также традиции политической сатирической графики и кинематографа. Были созданы краткие и понятные образы-символы, которые затем прочно вошли в «лексику» агитационного искусства: кузнец у наковальни, красный штык, красная рука, земной шар, шествие, красное знамя. Изобразительную форму получали литературные тропы, надписи персонифицировали «неизобразимые» понятия («голод», «коммуна»). В символических образах - положительных и отрицательных, - были заострены не индивидуальные, как в лубке, а социальные черты. Персонажи переходили из «Окна» в «Окно», становились узнаваемыми, ситуации обыгрывались, как в революционном театре.
Неотделимой частью плакатного образа «Окон» являлся текст, - острые и афористические стихотворные строки Маяковского.
Над созданием Петроградских «Окон РОСТА» трудились В. Лебедев, В. Козлинский, Л. Бродаты. В основу их стиля легла эстетика кубизма и супрематизма. В революционном плакате она выразилась в лаконичных и обобщенных формах, в образах, проникнутых пафосом и энергией. Особенно это относится к теме труда, которая звучала торжественным гимном рабочему человеку. Кубистическая манера отвечала и техническим потребностям мастерской. Точность копирования оригинала («тиражировали» от руки художники-копировщики) зависела от ясности форм и локальности цвета.
Новаторская образная система «Окон» - лаконизм и доходчивость языка, принципы символического обобщения, единство изображения и слова - оказали огромное влияние на развитие советского плаката: их образцы, а затем и непосредственно трафареты, посылались в местные отделения РОСТА, перерисовывались, тиражировались, давали импульс развитию плакатного искусства на огромной территории России. По примеру центра «Окна РОСТА» выпускались более чем в пятидесяти городах страны. Плакатисты местных отделений, хотя и испытывали влияние художников центра, искали собственную манеру, обретали свое индивидуальное творческое лицо. Эстетика кубизма во многом определяла стиль костромских «Окон РОСТА», возглавляемых Н. Купреяновым, смоленские плакатисты испытывали влияние супрематизма, в оригинальном графическом почерке ярославских мастеров ощущались приемы модерна. Мастера Москвы, Петрограда, их коллеги в разных городах России создавали новый пластический язык, новые действенные формы общения со зрителем, новые способы агитации и пропаганды.
С завершением Гражданской войны возникают иные агитационно-пропагандистские задачи. «Окна РОСТА» (с начала 1921 года - «Окна Главполитпросвета») уступают место печатному полиграфическому плакату, но традиции этого революционного искусства получат развитие на дальнейших этапах его истории.