Примитивные тенденции в плакате (традиции лубка)

Лубок был известен в России еще с XVII века. Эта народная гравюра, прочно укоренившаяся в быту крестьянского и городского люда, заменяла ему газету и книгу, икону и картину. Тематический диапазон народной картинки был необычайно широк - от иллюстраций народных песен до политической сатиры. Художественное исполнение отличалось примитивным рисунком, простотой и доходчивостью образа, наличием пояснительных текстов, развитием сюжета в нескольких кадрах. Особую популярность лубок имел в годы народных бедствий и войн, - тогда он выполнял еще роль газеты и плаката.
Лубочные традиции были сильны в дореволюционной художественной афише, адресованной демократическому зрителю - в рекламе гуляний, цирка, раннего кинематографа. Лубки на военные темы в 1914 - 1916 годах рисовали профессиональные художники: К. Малевич, В. Маяковский, А. Лентуллов, Д. Моор. Советский плакат, адресованный широким народным массам, не мог не развивать традиции любимого народом искусства, не мог не использовать его опыта в формировании образной системы агитационной графики. Лубочной была многокадровая композиция «Окон РОСТА», антитетичных плакатов типа «раньше - теперь», инструктивных плакатов. Во многом от лубка революционный плакат заимствует фольклорные мотивы, пословицы, поговорки, принципы героизации персонажей. Лубок оказал заметное влияние на творчество многих крупных мастеров агитационного искусства - В. Фидмана, А. Маренкова, Д. Моора. Плакаты-лубки, подобные «Советской репке» Моора, были особенно популярны на фронте и в тылу. Тенденции примитива проявились не только в ориентации плакатного искусства на традиции лубка. В годы революции плакаты рисуют многие художники-самоучки, особенно в провинции. Эти плакаты, наивные и профессионально несовершенные, тем не менее искренне и ярко передают дух времени и энтузиазм их авторов.