Искусство сатиры в России имеет богатые и давние традиции. Социальные и военные коллизии начала XX века - революции и войны, - стимулировали интерес к сатирическому лубку, к политической карикатуре. С сатирической графики начиналась деятельность будущих основоположников советского плаката Д. Моора, В. Дени, В. Маяковского, А. Апсита. Но ни социальный, ни политический дореволюционный плакат не знали сатирического жанра. Этот плакатный жанр - порождение революции. Его задача - отрицание прошлого, борьба с многочисленными противниками советской власти и негативными явлениями действительности. Сатирический плакат был призван вызвать отрицательное отношение зрителей к «своим» персонажам, антигероям, врагам революции. Выделяя «врагов», бичуя контрреволюцию, плакат тем самым обозначал и утверждал положительные идеалы времени, и следуя антитетическому принципу, противопоставлял негативному образу позитивный образ нового революционного государства. (В. Дени. «Каждый удар молота - удар по врагу»). Острота политических и социальных проблем, напряженность военной обстановки способствовали быстрому овладению плакатистами разнообразных приемов сатиры, в их арсенале были ирония и сарказм, гипербола, гротеск, аллегория, они обращались к традициям народной смеховой культуры, использовали юмор и сатиру народных поговорок, сказок, пословиц, басен. Велик был диапозон нюансов и интонаций - от легкого, незлобливого юмора до уничтожающего сарказма. Одной из наиболее ярких форм сатирического плаката стали знаменитые «Окна РОСТА». Революционный сатирический плакат заложил основу дальнейшего развития этого жанра.
У мастеров-сатириков всегда было много работы. Средства пропаганды должны были показывать опасность «враждебного капиталистического окружения», коварство «врагов», действовавших извне и изнутри страны, участвовать в кампаниях по «искоренению пережитков прошлого». В 20-е годы наиболее значительные социальные акции были направлены на ликвидацию неграмотности и борьбу с религией, в 30-е - на борьбу с кулачеством и фашизмом; фашизм становится главным врагом государства в годы Второй мировой войны, а империалисты США и других капиталистических стран - во времена войны «холодной». Через всю историю советского плаката проходит антиалкогольная тема, и огонь сатиры постоянно направляется против лодырей, тунеядцев, рвачей, антиобщественных элементов. Такая потребность в сатире вызывала к жизни периодические издания сатирического плаката. Наследниками «Окон РОСТА» в 30-е годы становятся «Окна Изогиза», в 1941 - 1946 - «Окна ТАСС», в 50-е - «Агитплакаты» Союза художников СССР. На протяжении шести десятилетий ленинградские художники издавали в традициях лубка малоформатное периодическое издание «Боевой карандаш». Подобные сатирические издания выходили также в других городах. Начиная с 50-х годов сатирический плакат постоянно издавался также в виде тематических подборок, комплектов, серий открыток.
Перестройка, открывшая шлюзы критики, предоставила сатирикам новое поле деятельности, открыла области, ранее для них недоступные (например, партийную номенклатуру), породила оригинальную форму нетиражного уличного плаката. Сатира остается ведущим жанром и для художников 90-х годов. Часто они выступают с обличением тех общественных и социальных явлений, которые защищали их предшественники. Но и современность дает много актуальных политических тем для сатиры, вызывая к жизни своеобразные политические памфлеты. В этом жанре выполнен цикл литографий В. Чумакова или компьютерная графика А. Будаева, - гротескные комментарии к событиям политической жизни, завершающим XX век.
У мастеров-сатириков всегда было много работы. Средства пропаганды должны были показывать опасность «враждебного капиталистического окружения», коварство «врагов», действовавших извне и изнутри страны, участвовать в кампаниях по «искоренению пережитков прошлого». В 20-е годы наиболее значительные социальные акции были направлены на ликвидацию неграмотности и борьбу с религией, в 30-е - на борьбу с кулачеством и фашизмом; фашизм становится главным врагом государства в годы Второй мировой войны, а империалисты США и других капиталистических стран - во времена войны «холодной». Через всю историю советского плаката проходит антиалкогольная тема, и огонь сатиры постоянно направляется против лодырей, тунеядцев, рвачей, антиобщественных элементов. Такая потребность в сатире вызывала к жизни периодические издания сатирического плаката. Наследниками «Окон РОСТА» в 30-е годы становятся «Окна Изогиза», в 1941 - 1946 - «Окна ТАСС», в 50-е - «Агитплакаты» Союза художников СССР. На протяжении шести десятилетий ленинградские художники издавали в традициях лубка малоформатное периодическое издание «Боевой карандаш». Подобные сатирические издания выходили также в других городах. Начиная с 50-х годов сатирический плакат постоянно издавался также в виде тематических подборок, комплектов, серий открыток.
Перестройка, открывшая шлюзы критики, предоставила сатирикам новое поле деятельности, открыла области, ранее для них недоступные (например, партийную номенклатуру), породила оригинальную форму нетиражного уличного плаката. Сатира остается ведущим жанром и для художников 90-х годов. Часто они выступают с обличением тех общественных и социальных явлений, которые защищали их предшественники. Но и современность дает много актуальных политических тем для сатиры, вызывая к жизни своеобразные политические памфлеты. В этом жанре выполнен цикл литографий В. Чумакова или компьютерная графика А. Будаева, - гротескные комментарии к событиям политической жизни, завершающим XX век.