Время и пространство в революционном плакате

Изображение времени как показателя общественных и индустриально-экономических перемен, характерное для плаката «сталинских строек» 30-х годов, редко встречается в плакате первых послереволюционных лет. О наступлении новой социалистической эпохи плакат чаще извещает специфическими методами организации пространства.
Но все же в двух случаях «Время» становится главной темой ранних советских плакатов, определяет их содержание и художественное решение. Во-первых, если оно является «прошедшим временем» капитализма и следовательно - наступлением новой исторической эпохи (В. Дени. «Последний час»). Во-вторых, если оно обозначает срок существования советской России и является показателем произошедших изменений, - как правило, в юбилейных плакатах, посвященных годовщинам революции. Существуют также и провидения «времени будущего», как в плакате Ю. Бонди («Верю, сотую встретим годовщину»), - они подчеркивают бесконечность и историческую стабильность наступившей эпохи.
В отличие от плаката поздних 20-х и 30-х годов, ранний советский плакат еще не имел сложившейся структуры пространства. Концепция пространства выражалась в изображении мира в форме земного шара. Идея всемирного господства пролетариата часто получала воплощение в масштабно выделенной фигуре рабочего, стоящего на земном шаре. Этот тип представления о пространстве встречался также и в сатирических плакатах (В. Дени «Тов. Ленин очищает землю от нечисти»).
Наряду с мотивом земного шара сложился еще один вариант концепции пространства, четко разделенного на три плана: авансцену, главную сцену и задний план. Авансцена обозначала прошлое, на ней помещались символические образы дореволюционного времени; центральная часть, непосредственно сцена, символизировала «настоящее»; здесь изображались протагонисты (рабочие, крестьяне, красноармейцы), которые по классической традиции фланкировали ворота. На заднем плане вырисовывалась картина будущего времени: светлые, пронизанные солнцем пейзажи, колонны демонстрантов, празднующих завоеванную свободу, фабрики с дымящими трубами, символизирующие промышленную утопию.
Этот тип плаката демонстрирует и хронотоп ворот, включающий в себя два признака идеологической утопии: во-первых, ворота обозначают пространственно-временной переход от «мрачного прошлого» к «светлому будущему»; во-вторых, они символизируют завоевание пространства, открытие нового измерения жизни и прорыв в новый, прежде не существовавший мир счастья. Таким образом, ворота становятся символом трансцендентности, обретением нового способа бытия, и в виде новой открывающейся пространственной перспективы представляют утопическую идею. В качестве показательного примера подобного решения может быть назван плакат А. Апсита, выполненный в октябре 1918 года («Год пролетарской диктатуры»).