Черемных Михаил Михайлович. Жизнь и творчество

Михаил Михайлович Черемных получил профессиональное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его педагогами были известные русские живописцы С. Малютин, Н. Касаткин, А. Архипов, К. Коровин. Во время учебы он делал карикатуры для журналов и газет. В 1917 году, завершив учебу, без колебаний стал на сторону революции, рисовал для газет «Коммунар» и «Беднота». Первый опыт плакатиста - серия однокрасочных листов, заказанных ВЦИК для разъяснения трудящимся основных проблем современности. Они были исполнены по принципу многокадрового изобразительного рассказа, свойственного лубку.
По характеру очеркового рисунка, композиционному построению листа, соотношению изображения и текста эти произведения близки увеличенному журнальному рисунку. В некоторых фрагментах художник дает шаржированные изображения Ленина, отмечая в то же время важную политическую значимость его дела.
Черемныху принадлежит не одно выдающееся художественное начинание. Наряду с Д. Моором он начал ленинскую тему в советском плакате. Именно у него возникла идея создания знаменитых «Окон РОСТА», и он стал автором первого «Окна», как впоследствии первого номера «Окон Изогиза» и «Окон ТАСС». «Окна РОСТА» составили особую страницу в творческой биографии мастера и в истории советского плакатного искусства. Два года Черемных был художественным руководителем «Окон» и активнейшим художником.
«Работоспособность была неимоверная. Если бы мне кто-нибудь рассказал, что он делал 50 плакатов за ночь, я не поверил бы, если бы я сам не делал 50 плакатов за ночь.... Уставали мы при таком количестве плакатов, конечно, дико и выдумывали разные способы, помогавшие заставить себя быстрее сделать срочные плакаты (впрочем, „несрочных“ плакатов у нас почти не бывало).
Работали мы очень дружно и стиль „Окон РОСТА“ - это, конечно, стиль коллективный. Часто просто невозможно припомнить, кому именно принадлежит „изобретение“ той или другой подробности... Бросающиеся в глаза приемы мы друг у друга заимствовали, и нам тогда показалось бы диким, если бы кто-то увидел в этом что-то зазорное... Я как-то придумал посадить на трубу разрушенного паровоза ворону. Получилось очень выразительно. Потом все, изображая разруху, стали рисовать таких ворон»{Черемных М. Маяковский в РОСТА // Искусство. 1940. № 3. С. 40}.
«Коллективный стиль» «Окон РОСТА» сказывался в значительности и символическом обобщении образов-типов рабочего, красноармейца, крестьянина, с одной стороны, и врагов революции - с другой, в язвительной издевке над Антантой, Петлюрой, Врангелем, «несознательными» гражданами. Огромной популярностью пользовалось «Окно» № 241 - «История про бублики и про бабу, не признающую республики», где автор демонстрировал блестящее мастерство в построении сюжета, в меткости характеристик персонажей, эффектности крупных планов, выразительности символики. Несмотря на утверждение художника о «коллективном» стиле «Окон», его рука все же хорошо узнается по композиционной завершенности каждого эпизода, по уверенному, точному, сильному штриху, по особой наблюдательности, насыщенности цвета, чувству пластической формы, элементам жизненной правды даже в столь обобщенных образах.
После завершения Гражданской войны в 20-е - 30-е годы Черемных, как и многие другие его коллеги-плакатисты, в основном работал в центральных газетах и популярных журналах. Его графическое наследие насчитывает несколько тысяч произведений. Их тематика - международная и внутриполитическая - необыкновенно разнообразна. Не оставляет мастер и работу в плакате. В 20-е годы он продолжает пропагандистские традиции трафаретных «Окон» в печатном плакате, агитирует за новые деньги, участвует в атеистических кампаниях, рекламирует советскую печать. В 30-е выступает одним из инициаторов создания периодических «Окон Изогиза». Как автор работает над темами героическими и сатирическими. Своей газетно-журнальной графикой и плакатами мастер вносит заметный вклад в формирование и утверждение образа положительного героя времени, и в отрицание его антипода - врага «внутреннего» и внешнего, прежде всего - фашизма. «Чтоб из этой лапы выпал нож - антифашистского фронта силы множь», - один из лучших антифашистских плакатов 30-х годов.
В годы Отечественной войны Черемных - активный сотрудник «Окон ТАСС». В его ранних произведениях военной поры традиции революционного плаката проявляются в принципе изобразительного рассказа, в композиции листа, в характере сочетания изображения и текста, в традиционной символике. Со временем манера мастера усложняется, он переходит к однокадровым сюжетам, крупноплановым изображениям, строит плакат на выразительных деталях, широко применяет метафору. Как и ранее создает характерные образы-маски врага, в частности Гитлера.
Еще один очень существенный факт биографии этого замечательного художника - его педагогическая деятельность. С 1950 года Черемных в Московском государственном художественном институте имени В.И. Сурикова возглавлял мастерскую плаката. Он воспитал несколько поколений плакатистов, передав им эстафету лучших традиций этого жанра искусства.