Искусство фотомонтажа, чьи высшие достижения в 20-е годы связаны с творчеством А. Родченко, Л. Лисицкого, Г. Клуциса, обретает второе дыхание в плакатах начала 30-х годов. Размах начавшейся индустриализации произвел огромное впечатление на художников. Их энтузиазм подкреплялся политическим заказом - пятилетка нуждалась в пропаганде. Повышенный интерес к фотомонтажу привлекли и концепции группы «Октябрь», согласно которым искусство в эпоху индустриализации предназначено обслуживать промышленность. «Новые социальные задачи и классовая борьба, объекты строительства, социалистические гиганты требовали новых методов оформления - объективных, документальных. Требовалось искусство, вооруженное аппаратурой и химией. Требовалось искусство, стоящее на уровне социалистической индустрии.... Нужны были нового типа художники, работающие по-новому, новыми методами, новой техникой. В частности, нужен был фотомонтаж»{Клуцис Г. Г. Фотомонтаж как средство агитации и пропаганды // За большевистский плакат. М.; Л., 1932. С. 87}, - так объяснял задачи плаката Г. Клуцис. Художник глубоко верил в свой метод, и в полемике с критиками даже требовал ликвидировать «старую систему композиции плаката, построенную на эстетическом принципе». Г. Клуцис - главная фигура фотомонтажного политического плаката 30-х годов. Мастер сам назвал характерные черты своего стиля: разномасштабность вместо «традиционной и ограниченной перспективности», контраст по цвету и по форме, активизация фото путем его освобождения от инертного фона и перенесения на активный цвет. Этого стиля придерживались и его единомышленники - С. Сенькин, В. Кулагина, В. Елкин, Н. Пинус. Эти мастера создали мощное направление в плакатном искусстве первой половины 30-х годов. Именно оно стало зеркалом успехов индустриализации и ее пропагандистом и певцом. Фотомонтажный плакат соединял в себе документальность факта и метафоричность графического языка; он конкретизировал образ человека и возвеличивал его, тиражировал портреты передовиков производства и создавал образ народа, воспроизводил домны, цехи новостроек и говорил о грандиозности свершений.
Г. Клуцис подготовил серию плакатов, под названием «Борьба за пятилетку». Эту серию составили 33 работы, созданные в течение 1929 - 1931 года. Среди них такие известные произведения как «Вернем угольный долг стране», «Дадим миллионы квалифицированных рабочих кадров...», «СССР - ударная бригада пролетариата всего мира», «Выполним план великих работ» и другие.
Однако несмотря на свой агитационный и эстетический потенциал метод фотомонтажа вызывал определенное неприятие части художников и критиков. Ему ставили в вину «формализм», механическое соединение разнородных материалов, отсутствие логической связи между изображением и лозунгом. На дискуссии «Задачи изоискусства в связи с решением ЦК ВКП(б) о плакатной литературе» (1931) Г. Клуцис был вынужден горячо отстаивать новаторский характер фотомонтажа как средства политической пропаганды. Тем не менее сам художник уже в 1934 году начал испытывать творческий спад, неудовлетворенность результатами работы, ощущать исчерпанность казалось бы безграничных возможностей метода, в его работах появились признаки схематизма и повторов.
Фотомонтаж оказал заметное влияние на эстетику советского плакатного искусства 30-х годов, он сориентировал его на более жизненную и конкретную трактовку действительности, косвенным образом подготавливая наступление социалистического реализма. По оценке Д. Моора «фотомонтаж в годы первой пятилетки стал одним из участков расцветающего боевого политического плаката».{Моор Д. С. Советский политический плакат. 1917-1933 // Д. Моор. Я - большевик / Сост. и авт. вступ. ст. Ю. Халамински. М., 1967. С. 34-35}
Г. Клуцис подготовил серию плакатов, под названием «Борьба за пятилетку». Эту серию составили 33 работы, созданные в течение 1929 - 1931 года. Среди них такие известные произведения как «Вернем угольный долг стране», «Дадим миллионы квалифицированных рабочих кадров...», «СССР - ударная бригада пролетариата всего мира», «Выполним план великих работ» и другие.
Однако несмотря на свой агитационный и эстетический потенциал метод фотомонтажа вызывал определенное неприятие части художников и критиков. Ему ставили в вину «формализм», механическое соединение разнородных материалов, отсутствие логической связи между изображением и лозунгом. На дискуссии «Задачи изоискусства в связи с решением ЦК ВКП(б) о плакатной литературе» (1931) Г. Клуцис был вынужден горячо отстаивать новаторский характер фотомонтажа как средства политической пропаганды. Тем не менее сам художник уже в 1934 году начал испытывать творческий спад, неудовлетворенность результатами работы, ощущать исчерпанность казалось бы безграничных возможностей метода, в его работах появились признаки схематизма и повторов.
Фотомонтаж оказал заметное влияние на эстетику советского плакатного искусства 30-х годов, он сориентировал его на более жизненную и конкретную трактовку действительности, косвенным образом подготавливая наступление социалистического реализма. По оценке Д. Моора «фотомонтаж в годы первой пятилетки стал одним из участков расцветающего боевого политического плаката».{Моор Д. С. Советский политический плакат. 1917-1933 // Д. Моор. Я - большевик / Сост. и авт. вступ. ст. Ю. Халамински. М., 1967. С. 34-35}