Киноплакат 1930-х годов

На рубеже 20-х - 30-х годов киноплакат переживает кризис: после завершения нэпа государство ужесточает идеологический и эстетический контроль над кинопроизводством, а рекламе, обвиненной в формализме, отводит роль «неотъемлемой части политико-воспитательной работы вокруг кино».
Эта установка подтверждается постановлением ЦК ВКП (б) «О плакатной литературе» (март 1931) и провозглашением социалистического реализма основным художественным методом искусства. Новые эстетические и политические требования, предъявленные рекламе, вынуждают многих мастеров - братьев Стенбергов, Я. Руклевского, С. Семенова-Менеса, чуть позже - Н. Прусакова, - оставить любимое дело.
Одновременно происходит революция в киноискусстве - фильм становится звуковым. Слово, звучащее с экрана, решительно изменило эстетику киноискусства: потребовало удлинения кадра и изменения принципов построения сюжета. Персонаж получает большую свободу в кадре, большую индивидуальность в решении образа. Эти изменения тут же фиксируются рекламой: центром композиции плаката оказывается человек; на смену «творимому» посредством монтажа условному пространству приходит пространство внутрикадровое - реальное, и его трактовка требует использования приемов живописи и станковой графики. Монтаж превращается в композиционный прием, экранная действительность не пересоздается, а воспроизводится, хотя фотография как элемент выразительного языка, почти забыта; мизансцены фильма служат главным ориентиром в работе плакатистов, и соответственно портрет и сюжет - основными композиционными решениями плаката.
Персонажи кинорекламы 30-х годов во многом родственны образам современников в плакатах А. Дейнеки, Г. Клуциса, В. Кораблевой, М. Ворон, - им свойственен тот же пафос и социальный оптимизм. Галерею советских людей кинореклама пополняет историческими деятелями, народными героями, героями революции, - персонажами историко-революционных фильмов. Во второй половине десятилетия утверждается новый тип киноплаката, построенного на рекламе актерского имени. Среди молодых мастеров, пополнивших поредевшие ряды ветеранов, успешно работают Н. Смоляк, В. Климашин, Б. Зеленский, Ю. Пименов.
Творчество Ю. Пименова - яркая страница в истории жанра. Вопреки нивелировке и усреднению выразительных средств кинорекламы 30-х годов, он демонстрирует художественную самобытность плакатного образа. Плакат к «Пышке», одному из последних немых фильмов, снятых М. Роммом по новелле Мопассана, до сих пор остается образцом творчески-неординарного решения темы. Но Пименов обращался к рекламе фильмов эпизодически. Стиль же этого искусства в большей степени определило творчество А. Бельского. Бельский в своих работах сумел выразить наиболее характерные моменты кинопроцесса - эстетические и сущностные. Дар портретиста, невостребованный в 20-е годы, блестяще был реализован им 30-е. Он запечатлел в плакате облик многих выдающихся советских киноактрис - Фаины Раневской, Валентины Серовой, Янины Жеймо. Художник мастерски решал и сюжетные композиции. Он обладал редкой способностью увидеть в фильме тот единственный кадр, который в его аранжировке превращался в образ-символ фильма, например, в знаменитом фильме братьев Васильевых «Чапаев». Бельский рекламировал многие этапные кинопроизведения 30-х годов, точно следуя концепции их создателей. Он был одним из немногих мастеров, которые на протяжении этого периода сохранили своеобразие мышления и индивидуальность художественного почерка.
К концу периода эстетический уровень плаката снижается, схематизм, натуралистическое жизнеподобие становятся его отличительными чертами, он не играет сколько-нибудь заметной роли в художественной жизни страны, как это было в предыдущее десятилетие.