Плакат и Великая Отечественная война: наступление и победа

Победа советских войск в 1943 году - под Сталинградом, на Курской дуге, на Кавказе, - решительно изменила ход Отечественной и Мировой войны. Для СССР война из оборонительной стала наступательной и освободительной. И этот перелом сказался на характере агитационного искусства и плаката в первую очередь.
По-прежнему плакат решительно призывает к борьбе, к напряжению всех сил, к окончательному разгрому фашизма. Но в произведениях, посвященных главным сражениям переломного 1943 года и последующих лет, явно дает себя знать ощущение военного и морального превосходства над врагом: оно проявляется в обилии сатирических плакатов, высмеивающих фашизм и фашистов (Кукрыниксы. «Потеряла я колечко…»; В. Дени. «Сталинград»; Н. Денисовский «Как ударила врага наша русская дуга»). В картинах противостояния теперь уже редко можно встретить численно превосходящего противника, а одной из ведущих становится тема освобождения, сначала - родной земли, затем - Европы. Тема изгнания врага проникнута одновременно радостью и болью. Страдания мирных жителей, горе женщин, детей, стариков, их ожидание свободы - тема эмоциональных плакатов, среди авторов которых - живописцы и графики - Ф. Антонов («Сын мой, ты видишь долю мою…»), Д. Шмаринов («Отомсти!»), Б. Иогансон («Боец, освободи от фашистского гнета!»). Но и ведущие плакатисты - В. Иванов, В. Корецкий, А. Кокорекин склонны к психологическим решениям, характерным для военного плаката. В картинах освобожденной Родины нередко появляются конкретные или условные пейзажи, это новый момент, сближающий плакатное искусство с живописью и станковой графикой. Претерпевают изменения и характеры победителей-предков, воодушевлявших армию в первые годы войны. Теперь они встречают солдат как равных, как победители победителей, как национальных героев, чей подвиг имеет историческое значение. В образе советского солдата ожесточенность уступает место собранности и спокойной уверенности в себе. Эти новые штрихи проявляются не только в героических батальных сценах, но и в изображении каждодневной солдатской жизни, где находят проявление обыкновенные человеческие чувства - жажда, усталость. Такие изменения особенно заметны, например, в творчестве В. Иванова («На запад!»; «Пьем воду из родного Днепра…»). Бытовая жизненность образов усиливает их достоверность и в то же время жанровые ситуации, точно подмеченные сценки, несут в себе метафору и глубокое обобщение, выражая мироощущение армии на новом этапе войны. Недаром так популярны были названные выше работы В. Иванова, плакаты Л. Голованова «Дойдем до Берлина!», В. Корецкого «Поработал на славу!».
Тыловой труд, как правило, героизируется художниками (В. Пинчук. «Женщины города Ленина! Усилим помощь фронту...»), но часто он рисуется в жанрово-метафорическом ключе (И. Серебряный. «А ну-ка, взяли!»), точно фиксируая новые явления жизни, например, помощь трудящихся фронту своими сбережениями.
Новые сюжеты в 1943 - 1945 году были подсказаны важными военными событиями - открытием второго фронта и распадом гитлеровской коалиции. До конца войны враг, даже терпящий поражение, изображался жестоким, хищным и отвратительным. Однако после 1943 года в этом образе намечаются изменения: в 1943 году в плакате Кукрыниксов «Превращение „фрицев“» («Окно ТАСС» № 640) немецкие солдаты, - что ново для образа врага, - изображаются как жертвы гитлеровской политики агрессии. Это свидетельствует об отсутствии в агитационном искусстве России тотального образа врага-немца. С 1943 года плакатисты все больше и больше концентрировались на персоналиях Гитлера и национал-социалистического руководства. Вклад художников-сатириков в создание образа врага и «уничтожение» противника огромен, в этой области успешно выступали ветераны (Б. Ефимов, В. Дени), художники «Окон ТАСС» и ленинградского «Боевого карандаша».
Плакату 1943 - 1945 годов свойственен пафос утверждения победы, торжества правого дела. Этим пафосом проникнуты праздничные декоративные листы, прославляющие армию, партию, народ, изображающие стяги и ордена, улыбки и радость. Этот пафос рождает и особый тип плаката-портрета воина-победителя (А. Кокорекин. «Воину-победителю всенародная любовь»), и символический вариант этого образа, - освободителя Европы от фашизма (И. Тоидзе. «Освободим Европу от цепей фашистского рабства!»). Победа представлялась новой весной человечества. Эти представления и ощущения точно выразил А. Кокорекин в плакате «Первомайский привет героям фронта и тыла!» - одном из последних плакатов Отечественной войны.