«Окна ТАСС» - плакаты Телеграфного агентства Советского Союза, наследники знаменитых «Окон РОСТА», были рождены экстремальными условиями Отечественной войны 1941 - 1945 года. Два раза в день из ТАСС в редакцию поступали сводки Информбюро. Тут же отбирались наиболее важные сообщения и передавались художникам и поэтам. Через 24 часа уже висел готовый плакат. Работали круглые сутки в три смены. Плакаты тиражировались способом трафарета.
В мастерской «Окон ТАСС» работали не только плакатисты - Д. Моор, М. Черемных, М. Соловьев, но и многие живописцы, графики, поэты. Среди них - Кукрыниксы, П. Соколов-Скаля, П. Шухмин, П. Алякринский, Д. Бедный, В. Лебедев-Кумач, С. Маршак. Первый плакат был вывешен на пятый день войны, очередной номер появлялся каждые два-три дня. «Окна ТАСС» заслужили название Летописи войны. Действительно, их темы во многом определялись фронтовыми сводками, приказами Верховного Главнокомандующего, актуальными проблемами военной и тыловой жизни. Как и тиражный плакат, они славили героизм воинов, успехи на фронтах, сообщали о выигранных битвах, призывали, воодушевляли. Среди мастеров, запечатлевших героические свершения армии и народа, выделялся П. Соколов-Скаля, автор более трехсот трафаретных плакатов.
Наиболее распространенным и успешным методом обличения врага в «Окнах ТАСС» была сатира. «Сделать врага смешным - значит наполовину убить его» - этим тезисом руководствовались художники Кукрыниксы, Б. Ефимов, В. Лебедев, М. Черемных. Меткие и ядовитые стихи к их плакатам писали С. Маршак, В. Лебедев-Кумач, Д. Бедный, А. Жаров. Главной мишенью сатириков был Гитлер. Он персонифицировал понятие фашизма во всех его отрицательных проявлениях, подвергался осмеянию как личность, стратег, политик. Особенно едким и беспощадным было перо Кукрыниксов. Они остроумно обыгрывали слова военного лексикона - «клещи», «котел», «линия фронта», строя на этих понятиях занимательные и сатирически-хлесткие сюжеты. В «Окне ТАСС» №640 («Превращение „фрицев“») Кукрыниксы показали Гитлера врагом не только советского, но и своего собственного народа.
Тяготение к станковым формам, свойственное искусству военного плаката в целом, объяснялось и тем, что в мастерской «Окон ТАСС» работали многие живописцы, и оригиналы выполнялись темперой, акварелью и масляной краской. За четыре года войны было создано 1250 трафаретных плакатов. Редакция неоднократно выезжала на передовую линию фронта и там выпускала очередные номера по горячим следам событий. «Окна ТАСС» переправлялись через линию фронта, распространялись на оккупированной, а затем и на освобожденной территории, пересылались союзниками. Многие произведения репродуцировались газетами и журналами, воспроизводились в листовках, тиражировались, печатались в виде открыток. В 1942 году в Историческом музее Москвы была организована первая выставка этого искусства. В том же году восьми художникам мастерской - П. Соколову-Скаля, Кукрыниксам, М. Черемныху, П. Шухмину, Г. Савицкому, Н. Радлову и поэту С. Маршаку была присуждена Государственная премия.
В мастерской «Окон ТАСС» работали не только плакатисты - Д. Моор, М. Черемных, М. Соловьев, но и многие живописцы, графики, поэты. Среди них - Кукрыниксы, П. Соколов-Скаля, П. Шухмин, П. Алякринский, Д. Бедный, В. Лебедев-Кумач, С. Маршак. Первый плакат был вывешен на пятый день войны, очередной номер появлялся каждые два-три дня. «Окна ТАСС» заслужили название Летописи войны. Действительно, их темы во многом определялись фронтовыми сводками, приказами Верховного Главнокомандующего, актуальными проблемами военной и тыловой жизни. Как и тиражный плакат, они славили героизм воинов, успехи на фронтах, сообщали о выигранных битвах, призывали, воодушевляли. Среди мастеров, запечатлевших героические свершения армии и народа, выделялся П. Соколов-Скаля, автор более трехсот трафаретных плакатов.
Наиболее распространенным и успешным методом обличения врага в «Окнах ТАСС» была сатира. «Сделать врага смешным - значит наполовину убить его» - этим тезисом руководствовались художники Кукрыниксы, Б. Ефимов, В. Лебедев, М. Черемных. Меткие и ядовитые стихи к их плакатам писали С. Маршак, В. Лебедев-Кумач, Д. Бедный, А. Жаров. Главной мишенью сатириков был Гитлер. Он персонифицировал понятие фашизма во всех его отрицательных проявлениях, подвергался осмеянию как личность, стратег, политик. Особенно едким и беспощадным было перо Кукрыниксов. Они остроумно обыгрывали слова военного лексикона - «клещи», «котел», «линия фронта», строя на этих понятиях занимательные и сатирически-хлесткие сюжеты. В «Окне ТАСС» №640 («Превращение „фрицев“») Кукрыниксы показали Гитлера врагом не только советского, но и своего собственного народа.
Тяготение к станковым формам, свойственное искусству военного плаката в целом, объяснялось и тем, что в мастерской «Окон ТАСС» работали многие живописцы, и оригиналы выполнялись темперой, акварелью и масляной краской. За четыре года войны было создано 1250 трафаретных плакатов. Редакция неоднократно выезжала на передовую линию фронта и там выпускала очередные номера по горячим следам событий. «Окна ТАСС» переправлялись через линию фронта, распространялись на оккупированной, а затем и на освобожденной территории, пересылались союзниками. Многие произведения репродуцировались газетами и журналами, воспроизводились в листовках, тиражировались, печатались в виде открыток. В 1942 году в Историческом музее Москвы была организована первая выставка этого искусства. В том же году восьми художникам мастерской - П. Соколову-Скаля, Кукрыниксам, М. Черемныху, П. Шухмину, Г. Савицкому, Н. Радлову и поэту С. Маршаку была присуждена Государственная премия.