Киноплакаты 1950-х и 1960-х годов

Внутриполитическая либерализация периода «оттепели» (1954 - 1964) вызвала раскрепощение творческих сил мастеров искусства. В области плаката этот процесс ранее всего начался в кинорекламе, связанной с новаторским кинематографом и литературой. В киноискусстве обозначаются две противоположные тенденции. «Прозаическое» кино «открывает» человека во всей сложности его духовного мира и многообразии жизненных связей, и кинокамера стремится показать повседневность бытия как можно естественнее. Для «поэтического» кино действительность интересна в переломные моменты, в экстремальных ситуациях. Его язык построен на иносказаниях, его патетическая манера требует острых форм и неожиданных ракурсов.
Плакатистам «оттепель» принесла свободу выражения своего мнения, своей оценки фильма, свободу «графического слова», «плакатного языка». Способствуют этому телевидение, снимающее с плаката часть рекламных функций, и новая полиграфическая техника, раскрепостившая художников. На гребне подъема оказываются талантливые мастера - С. Дацкевич, В. Кононов, Б. Зеленский, М. Хазановский, Е. Гребенщиков, Ю. Царев и другие. Эстетика «прозаического» кино обострила интерес художников к образу человека. Они ищут в нем красоту обыкновенности, высвечивая нравственные ценности, близкие современнику. Влияние изобразительного ряда фильма на плакат ослабевает, намечается его поворот к станковым формам. Б. Зеленский, В. Кононов, А. Шамаш, В. Сачков, Я. Манухин создают своеобразные плакатные «жанры» и «пейзажи», работают раскованно, без оглядки на фильм, решая сложные задачи фактуры и цвета, применяя аппликацию, используя в качестве оригинала мятую фотобумагу, удивляя широтой палитры выразительных средств - от тонкой живописной манеры, передающей поэтическое очарование «Белых ночей» (Ю. Царев. «Белые ночи») до жесткой аскетичной графики, выражающей «суровый стиль» фильма.
Эстетика «поэтического» кино обращает плакатистов к традиции художественных иносказаний. Подобно тому, как монтаж определял стиль киноплаката 20-х годов, так стиль «оттепельного» киноплаката определяет метафора. Метафоричны содержание, композиция, графика плакатов (Ю. Царев. «Мы вундеркинды»; М. Хейфиц. «Все золото мира»); «метафорическое мышление» рождает ранее невозможные приемы, способствует совершенствованию традиционных «жанров»: портретные образы обретают более сложную драматургию, остросюжетные и внешне статичные композиции настраивают на размышления. Широко используется символика - на этом пути наиболее смелые шаги были сделаны С. Дацкевичем («Павел Корчагин») и М. Хазановским («Обыкновенный фашизм»).
В начале 60-х в главное издательство киноплаката «Рекламфильм» приходит группа молодых художников - М. Лукьянов, В. Островский, Л. Левшунова, В. Каракашев и другие. Их творчество формировалось под влиянием национальных школ плакатного искусства, прежде всего - польской. Эти художники создали своеобразный национальный вариант интернационального стиля плаката, которому свойственна острота композиционных решений, подчеркнутая условность графического языка. Эти мастера завершили формирование плаката, обращенного к интеллекту зрителей.
Замечательная особенность «оттепельного» киноплаката - верность фильму. Верность смысловая, эмоциональная, драматургическая, поэтическая, жанровая, стилистическая - но не изобразительная. «Кинематографическая действительность» в плакате уступает место миру живописи и графики, театра и реальной действительности. Художник творит плакат, преображая свой жизненный и художественный опыт. Как и в 20-е годы киноплакат опережает другие жанры плакатного искусства, прокладывая новые пути и осваивая эстетические пространства.