Борьба с алкоголизмом

Антиалкогольная тема проходит через всю историю советского плаката, но в разряд первоочередных и актуальных она выдвигается во времена антиалкогольных кампаний и акций, периодически проводимых государством и общественными организациями. Первая такая кампания была предпринята вскоре после завершения Гражданской войны. В стране, где не был отменен сухой закон 1914 года, с возвращением к мирной жизни возрождается традиционный интерес к спиртным напиткам. Запрет на открытую продажу водки возмещается «черным рынком» самогона, который удовлетворяет потребности населения и наносит материальный ущерб государству. Именно против самогоноварения был направлен главный удар пропаганды, и одним из первых нанес его В. Маяковский агитационным лубком «Вон - самогон!» (1923). Стихи, иллюстрированные автором, трактовали пьянство как политическое зло, провоцируемое врагами советской власти. Бороться с ним автор предлагал знаниями, просвещением, культурой. Отдельные строки стихотворения затем неоднократно использовались в виде текстов антиалкогольных плакатов, - например, в изданном тогда же листе «Самогонщиков из деревни вон!». Автор плаката уподобляет борьбу с алкоголем борьбе с контрреволюцией, их образная трактовка - в виде зеленого змия - очень близка.
Следующая антиалкогольная кампания развернулась в конце 20-х - начале 30-х годов. В 1925 году был отменен сухой закон, а уже в следующем 1926 году появились тезисы ЦК ВКП(б) «О борьбе с пьянством» и декрет СНК РСФСР о мерах борьбы с алкоголизмом, в 1928 году было создано Общество по борьбе с алкоголизмом. Плакат составил важнейшую часть антиалкогольной кампании. Он связывал искоренение пьянства, которое считалось пережитком капитализма и результатом «разгула нэпманской стихии», с завершением культурной революции, с антирелигиозной пропагандой, с повышением культурного уровня населения. Плакат осуждал пьянство и на бытовом уровне. Он призывал отцов к трезвости, говорил о губительных последствиях алкоголизма для семьи («Помни, когда ты пьешь, твоя семья голодна»), алкоголик изображался человеком опустившимся и страшным. Пьянство как социальное зло связывается также с вредным влиянием религии (В. Козлинский. «Долой церковные праздники!»).
В плакатах, агитирующих за пятилетку, пьянство трактуется как тормоз социального и экономического прогресса: «Социализм и алкоголизм не совместимы». Определяются два направления в решении темы - социально-политическое и нравственно-этическое, позднее выделится еще одно, показывающее вред алкоголя для здоровья человека.
Антиалкогольная тема не занимает значительного места ни в 30-е годы, когда официальная статистика фиксировала некоторый спад пьянства, ни в 40-е - 50-е - годы войны и послевоенного времени. Она приобрела актуальность в связи с новой Программой партии, принятой XXII съездом КПСС в 1961 году и определившей «Моральный кодекс строителя коммунизма». Этот документ моделировал идеальный образ советского человека, нравственные критерии которого несовместимы со злоупотреблением спиртными напитками. Кодекс широко пропагандировался плакатом, антиалкогольная тема заняла в нем заметное место.
Особенно успешно разоблачали пьянство мастера-сатирики московской мастерской «Агитплакат», ленинградского «Боевого карандаша», Санпросветиздата. Последний виток антиалкогольной пропаганды был вызван первым перестроечным постановлением ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» (1985). В 1986 году в самом большом выставочном зале Москвы была организована выставка антиалкогольного плаката, в 1987 проведен всесоюзный конкурс плакатов «Трезвость - норма социалистического образа жизни». В работе над этой темой приняли участие многие ведущие мастера плакатного искусства. Их произведения, отмеченные остротой постановки проблемы и убедительностью ее художественного воплощения, показали страшные социальные последствия алкоголизма (В. Маер. Антиалкогольный плакат).