Плакат и тема «повышения качества» продукции

В конце 70-х годов советская экономика находилась в критической ситуации. В 1979 году руководство страны предпринимает ряд мер, направленных на ее улучшение, в частности, на повышение производительности труда и качества производимой продукции. Одним из поворотов экономической политики была замена ранее приоритетных материальных стимулов труда на моральные. Это повлекло за собой очередной виток социалистического соревнования под новыми лозунгами. Пропаганде его были подчинены средства агитации. Плакат должен был привлечь внимание к главным проблемам экономики, - производительности труда, качеству продукции, экономии средств, дисциплине.
Тема труда - одна из кардинальных тем советского плаката. Труд всегда рассматривался как источник экономической, политической и военной мощи государства и благосостояния народа. Отношение к труду - «труд - дело чести, доблести и геройства» - было показателем сознательности трудящихся, их высоких деловых и моральных качеств. Но на этот раз плакату предстояло обратиться к тем аспектам темы, которые свидетельствовали о «торможении развития страны».
Однако плакат 80-х переживал такое же «идейное торможение», как экономика и политическая система в целом. В пору брежневского «застоя» он был нацелен на демонстрацию действительных или мнимых успехов во всех областях жизни, и часто играл роль декоративного элемента в оформлении политических событий. Это не могло не отразиться на образном строе произведений «трудовой» темы. Плакат был действенен только там, где он по-прежнему славил труд и человека труда. Но часто приподнятой эмоциональной атмосферой и ограничивался агитационный посыл плаката, а факту, - поступку, призыву героя места в нем не находилось.
«Коммунистические формы труда» - субботники, стахановские вахты, движение «за того парня», - широко популяризировались телевидением, газетами, листовками. В разветвленной системе пропаганды плакат выполнял свою особую задачу: он воскрешал историческую память народа, напоминая об энтузиазме, самоотверженности, патриотизме тружеников 20-х и 30-х годов. Оживали в новой пластической интерпретации знакомые фигуры кузнеца, символика красного цвета напоминала о революции. В романтическом ключе решались плакаты о стахановских рекордах. Передоверяя мобилизационную функцию другим средствам массовой коммуникации, плакат апеллировал не к воле зрителя, а к его эмоциям. Но образы рабочих 80-х, за немногими исключениями, лишены порыва и вдохновенности своих предшественников.
Самостоятельный раздел темы труда составили произведения, посвященные собственно повышению качества продукции. Носителем идеи этих произведений, как правило, выступал текст, а главными составляющими художественного образа являлись атрибуты сложной техники и предельно обобщенные фигуры рабочих. Возник новый символ производительного труда - изображение «знака качества», который, за исключением нескольких прибалтийских работ (Г. Камрадзиус. «Качество - точность, надежность, прогресс»), не получил в плакате оригинальных пластических трактовок. Директивная модель экономики к началу 80-х годов свои возможности исчерпала, и кризис как в зеркале отразился в плакате: искусство, по призванию своему устремленное вперед, лишилось перспективы. Оно честно выполняло партийный заказ, плакат был профессиональным и художественным, но свою агитационную задачу выполнить в полную силу он уже не мог.