Постсоветские тенденции в плакате

С распадом СССР и роспуском Коммунистической партии плакат лишается главного заказчика, и отлаженная система его создания и распространения резко меняется. Многие мастера-профессионалы, работавшие в области агитационного искусства до и во время перестройки, продолжают творить по собственной инициативе. Рожденный в стенах мастерских, «авторский» плакат встречается со зрителем в выставочных залах. Неизменный успех выставок побуждает мастеров к деятельности, несмотря на то, что отсутствие тиража резко сужает зрительскую аудиторию.
«Авторский» плакат откликнулся на важнейшие события последнего десятилетия: августовский путч 1991 года (И. Майстровский), расстрел Белого дома в 1993-м (А. Будаев), президентские выборы 1996 года (А. Резаев), войну в Чечне, заказные убийства, криминализацию общества, развал экономики, обнищание населения.
Мысли о перспективах дальнейшего развития России обращают художников к ее историческому пути, к темам далекого и совсем близкого прошлого. Плакат не столько призывает и агитирует, сколько осмысливает происходящее, и оценка чаще дается с позиций простого человека, а не официальных кругов. Таков плакат А. Ваганова о бесчеловечности войны в Чечне, созданный в разгар первой чеченской кампании, К. Зайнетдинова «Будет ли земля нам пухом?» - о распаде Союза, А. Чанцева «Власть», М. Лукьянова «Человек года».
Не слишком большой круг энтузиастов, среди которых и признанные художники (В. Островский, К. Иванов, М. Лукьянов, Е. Цвик, А. Лозенко), и молодые мастера (А. Ваганов, К. Зайнетдинов, А. Будаев, А. Колосов), продолжает традиции «критического» перестроечного плаката. Плакат ищет дорогу к широкому зрителю, меняя формы и методы «работы». Новаторскими идеями отмечено творчество С. Булкина и Е. Михеевой, которые внедряют плакат и плакатные образы в окружающую среду, в быт человека, его деловую атмосферу: используют комбинации плакатов для оформления выставочных павильонов, переносят плакатные образы на предметы офиса, на одежду.
Художница Л. Левшунова стремится сблизить плакат со станковой графикой, работает цветными фломастерами, тиражирует оригиналы техникой литографии или линогравюры, а призывы и лозунги заменяет стихотворными строками известных поэтов, изречениями философов, актуальными для времени. Входит в практику работы и компьютерная графика. А. Будаев ищет аналогии современным событиям и фактам в известных произведениях русского и мирового искусства. Найденная им форма плаката-гротеска имеет перспективу широкого общения со зрителем через сеть Интернет. Все эти столь несхожие работы объединяет желание их авторов вступить в диалог с широкой зрительской аудиторией, вернуть плакату массовость, изначально считавшуюся одним из главных признаков жанра.
Но есть и другая тенденция. Она зарождается в негосударственных издательских фирмах (ИМА-Пресс, Линия-График), занявших место бывших специализированных плакатных издательств. Фирмы принимают участие в значительных политических акциях: президентских выборах 1996 года, праздновании пятидесятилетия окончания Второй мировой войны (1995) и 850-летия основания Москвы (1997). В День Победы репринты лучших плакатов Отечественной войны соседствовали с современными плакатными откликами на события полувековой давности. Серия плакатов, выполненная Ю. Боксером для предвыборной кампании Б. Ельцина и тиражированная также в миниатюрной форме открыток и календарей, стала изобразительным символом президентских выборов. Постоянными участниками международных плакатных акций и выставок («Мы и они. Они и мы», «Золотая пчела») являются В. Чайка, М. Гурович, А. Логвин, авторы острых политических плакатов, коммерческой рекламы, театральных, выставочных, спортивных афиш. Но многие их издания, оригинальные по дизайну, сложные по образной структуре, по отдаленности ассоциаций, зашифрованности метафор, доступные пониманию и оценке узкого элитарного круга зрителей, становятся средством самовыражения авторов. Великолепная полиграфия и малый тираж усиливают их тяготение к уникальности и самодостаточности.
В конце 1990-х годов дала себя знать и еще одна тенденция - рекламный плакат обращается к начальному периоду своей истории, ориентируясь на кичевые образцы, и даже используя отдельные сюжеты для рекламы современных товаров.
Пока все эти тенденции существуют параллельно. Как сложатся их взаимоотношения в дальнейшем, покажет время. Пока ясно одно: в «массовом» или «элитарном» виде, плакат не теряет интереса зрителей.