Лебедев Владимир Васильевич. Жизнь и творчество

Агитатором-плакатистом Владимира Лебедева сделала революционная действительность. Плакатный отдел РОСТА был создан в Петрограде весной 1920 года, и в маленьком коллективе художников В. Лебедев был ведущей фигурой. В начале «ростовской» деятельности мастер еще испытывал влияние журнальной сатирической графики и лубка; но работа над плакатом совпала с «кубистическим» периодом его творчества (конец 1920 - 1921 год). Стилистика кубизма стала определяющей для петроградских «Окон РОСТА». Художник увлекся кубизмом в предреволюционные годы. Кубизм был для Лебедева не мировоззрением, а школой формы, поисками принципиально нового художественного языка. В революционном плакате этот лаконичный и обобщенный язык обрел пафос, энергию и способность выразить идеалы нового времени. Эстетика кубизма отвечала и техническим потребностям мастерской. Точность копирования оригинала («тиражировали» от руки художники-копировщики) зависела от ясности форм и локальности цвета, - об этом, в частности, говорил сподвижник Лебедева по РОСТА Л. Бродаты. Он же «открыл секреты» некоторых формальных находок, например эффекты сочетания черного и синего, примененные Лебедевым в результате нехватки синей краски.
Содержание плакатов Лебедева определялось насущными проблемами революционной действительности, основными персонажами были рабочий, крестьянин, солдат, матрос, и их внешние и внутренние враги - буржуи, Антанта, Врангель, спекулянты, мародеры, пьяницы. Но если по отношению к образам московских «Окон РОСТА» принят термин «образ-тип», «образ-маска», то в отношении тех же образов Лебедева более употребителен термин «образ-знак». Например, фигура рабочего предельно обобщена и в то же время безошибочно узнаваема - с молотом у наковальни, с красной метлой, литейным ковшом, пилой, тачкой, - и везде она сохраняет внутреннюю энергию, монументальность, силу. Тема труда и рабочего человека - в повседневной деятельности и в праздничном шествии - решается в петроградских «Окнах РОСТА» приподнято и торжественно.
В образах врагов революции Лебедев применяет «типовые» атрибуты, например, капиталист, буржуй изображаются с сигарой, в черном котелке, фраке. Но в отличие от мастеров московского РОСТА он не показывает их хищных физиономий, а «уничтожает» гротесковой заостренностью рисунка, сюжетной ситуацией. Гипербола - один из любимых приемов мастера, помогает и возвеличить образ рабочего, дав ему в руки, например, целую фабрику, и показать маленькими, ничтожными, опрокинутыми фигурки врагов.
Особую роль в плакатах Лебедева играет цветовой строй: яркие заливки чистого цвета, их контрастные сопоставления выполняют формообразующую, и важную смысловую функцию: красочный монолит характеризует рабочего, крестьянина, матроса; праздничные всполохи - их парадный строй, цветовые «осколки» - различных врагов. Лебедев часто строит плакат на характерных деталях: белый андреевский флаг, корабль и фигура Врангеля - всего тремя «словами» сообщает художник о поражении адмирала. Подобный метод, супрематистский по эстетике, во многом предвосхищает «интеллектуальный монтаж» С. Эйзенштейна. Было ли понятно искусство Лебедева зрителю? Современники свидетельствуют, что широкие массы понимали и принимали «Окна РОСТА», хотя, по словам Л. Бродаты, были и упреки. Критика же высоко ценила новаторство Лебедева, и все-таки в начале 30-х годов его искусство попадает под огонь критики и обвиняется в формализме.
После завершения работы в РОСТА художник отходит от плаката. Он возвращается к этому боевому искусству лишь в годы Второй мировой войны, сотрудничая в «Окнах ТАСС». В 20-е - 30-е годы Лебедев - прославленный мастер станковой графики и книжной иллюстрации, автор рисунков к детским книгам, по которым воспитывались несколько поколений советских людей, глава ленинградской школы книжной графики, в которой получили развитие и традиции «Окон РОСТА».