Клуцис Густав Густавович. Жизнь и творчество

Наряду с Л. Лисицким и А. Родченко Густав Клуцис является одним из творцов искусства фотомонтажа, который, по его убеждению, был «выдвинут против беспредметничества» и против «отсталости, аполитичности, медлительности старых видов искусства...». Воодушевленный идеалами революции, художник начинает поиск «совершенно новых форм», соответствующих революционной действительности, способных изменить предметно-пространственную среду человека и таким образом выразить его новое мироощущение. Это было творческое кредо конструктивизма и основополагающая идея первых советских дизайнеров, к числу которых принадлежал и Г. Клуцис.
В первые послереволюционные годы он создает графические композиции, проект динамического города и «картины-вещи» - абстрактные пространственные конструкции с применением различных материалов. Но с начала 20-х годов целиком отдает свои силы агитационно-массовому искусству: разрабатывает проекты праздничных установок для оформления Москвы, участвует в оформлении Всесоюзной полиграфической выставки (1927) и советского отдела Международной выставки печати в Кельне (1928), обращается к фотомонтажу.
В 1932 году Клуцис обобщил свое понимание фотомонтажа как принципиально нового слова в революционном искусстве. Он утверждал, что именно фотомонтаж создал новый тип политического плаката, обогащенного «новыми социальными элементами» - «массой, новым человеком, строящим социалистическое государство»; что фотомонтаж открыл новые методы организации плоскостного листа, объединяющего политически актуальные материалы: лозунг, социально-актуальное фото как изобразительную форму, цвет как элемент активизации и графические формы, «увязанные единой целевой установкой».
Как и многие другие художники-производственники, Клуцис воплощает свои проекты и идеи прежде всего в полиграфии. В 1924 году он приобретает фотоаппарат и начинает снимать, увлекается техническими процессами съемки и изготовления отпечатков. Оригинальность снимков и их сочетания со шрифтом и плоскостью позволяло мастеру оформлять и иллюстрировать самые различные издания - популярные журналы публицистические очерки, альбомы, художественные произведения. Многоцветный фотомонтаж применен им в серии открыток «Физкультура и спорт» (1928).
В 30-е годы художник широко применяет фотомонтаж в праздничном оформлении столицы и в оформлении советского павильона на Всемирной выставке «Искусство и техника в современной жизни» в Париже (1937).
Но особенно велик вклад Клуциса в искусство политического плаката. С конца 20-х годов эта область творчества становится для него главной.
Страна начала выполнять первый пятилетний план. Агитационное искусство призвано пропагандировать пятилетку. Именно тогда были созданы лучшие фотомонтажные плакаты мастера: «Из России нэповской будет Россия социалистическая», «Выполним план великих работ», «Вернем угольный долг стране», «СССР - ударная бригада пролетариата всего мира» и другие. Эти работы отразили не только новые общественные процессы, экономические успехи и энтузиазм времени, но и образ нового человека, в «буднях великих строек» выполняющего «план великих работ». Героев своих плакатов художник снимал на фабриках, стройках, в колхозах, находя в своих персонажах типичные черты представителей эпохи.
В плакатах Клуциса героем выступает не только конкретная личность, но трудовой народ, идущий на смену и со смены, празднующий Первое мая и водружающий красный стяг над земным шаром. Важнейшие темы времени - международная солидарность трудящихся, отпор фашизму, успехи социалистического строительства, - нашли отражение в его творчестве.
Художник своего времени, Клуцис славил в своих работах Сталина, он внес существенный вклад в дело утверждения и распространения его культа. Вождь выступал в его работах как великая личность, верный ленинец, предводитель страны и как друг народов - правофланговый в шеренге рабочего класса.
Символом эпохи, выразившим ее пафос, стал плакат Клуциса «Выполним план великих работ». В нем получили яркое выражение и оригинальность художественного видения мастера, и многие его новаторские приемы: сочетание объемного изображения (фотография руки самого художника) с условным плоским пространством, ритм многократно повторенного изображения, масштабные «разночтения», активность цвета, конструктивность шрифта. Это произведение стало классикой мирового искусства фотомонтажа.