Дейнека Александр Александрович. Жизнь и творчество

«Виды искусства - это большой оркестр. Я люблю работать на разных инструментах. Я рисую, иллюстрирую, пишу картины, делаю мозаики, пишу фрески, леплю - это свойство моего характера и, вероятно, моего времени...»{Дейнека А. Заметки к биографии // Александр Александрович Дейнека. Жизнь, искусства, время. Лит.-худож. наследие. М., 1989. Т.2. С. 30}, - так очертил художник круг своей кипучей творческой деятельности. И утверждал, что истоки ее - в журнальной графике 20-х годов, с которой началась его самостоятельная жизнь в искусстве. Работа для журналов («Безбожник», «Безбожник у станка», «Красная нива», «Смена», «Даешь») обострила его талант публициста, позднее блестяще использованный в работе над плакатом. Мастер убежден - чтобы идти в ногу со временем, надо решать новые задачи идейного и пластического порядка. И в галерее современников, запечатленных в многочисленных журнальных рисунках, в излюбленных мотивах мощной техники, индустрии и спорта, зритель находил положительный образ времени и эстетический идеал эпохи.
Новатор формы, Дейнека сознательно отступал от классических пропорций, деформировал фигуры, выбирал неожиданные ракурсы, подчеркивал плотность, материальность фактуры, так, что при своей реалистичности они обретали броскость, неожиданность, силу. Обобщенность, лаконизм, монументальность графики 20-х годов оказали влияние и на его живопись, на известные картины «Оборона Петрограда» (1927) и «Текстильщицы» (1928).
В начале 30-х годов художник обращается к плакату. В большеформатной полиграфической форме он претворяет принципы и приемы журнального рисунка и живописи: динамику композиции, учащенный ритм, сложность пространственных планов, построенных на нескольких точках зрения, на необычных перспективных сходах, «двухярусность» композиции, «живописность» графики, за которую упрекали мастера критики 20-х годов... Плакаты Дейнеки запечатлели размах строек, мощь производственных цехов и красоту социалистического города, отразили стремительные темпы пятилетки и энтузиазм рабочих. Они показали крупным планом человека-труженика - в напряженном труде и спорте, в овладении знаниями и на отдыхе, создали идеал гармонически развитой личности.
Именно так был воспринят современниками его плакат «Работать, строить и не ныть!». Критик Б. Никифоров причислил его к ряду «первоклассных по выполнению»{Никифоров Б. Физкультура. Художник Дейнека А. А. Работать, строить и не ныть // Продукция изоискусств. 1933, № 10, С.3}, отметил стиль мастера, тяготеющий к монументальности и «большое мастерство в передаче человеческой фигуры в движении».
Характерная особенность плакатов Дейнеки - их поэтичность. Шеренги рабочих не только поражают множественностью, но подкупают неторопливостью поступи, здоровою «прочностью» фигур и красотою цветовых пятен; поэтичны пейзажные мотивы бескрайних полей и воздушных просторов («Построим мощный дирижабль „Клим Ворошилов“») и как бы вибрирующих пространств подземных шахт («Механизируем Донбасс»). Художник часто использует черный цвет, чьи декоративные свойства подчеркнуты общей цветовой гаммой листа. Мастер писал по этому поводу так: «О чем я мечтаю. Чтобы даже черный цвет перестал быть траурным и напоминал бы сочный, вспаханный чернозем моей родины»{Дейнека А. Заметки к биографии // Александр Александрович Дейнека. Жизнь, искусства, время. Лит.-худож. наследие. М., 1989. Т.2. С. 30}. Благодаря богатству содержания, оригинальной системе композиционно-пространственного построения, неповторимой индивидуальности графики плакаты Дейнеки стали событием художественной жизни. Каждый его новый лист рецензировался критиками, обсуждался зрителями. Д. Моор считал плакат Дейнеки к выставке «15 лет РККА» примером «выраженного ведущего цвета», неразрывно связанного с содержанием{Моор Д.С. Цвет в плакате // Обзор искусств. 1935. № 12. С. 3}. «Работать, строить и не ныть!», «Механизируем Донбасс», «Превратим Москву в образцовый социалистический город пролетарского государства», - эти и другие произведения стали символами эпохи 30-х годов. Художница Е. Зернова, вместе с Дейнекой состоявшая в обществе ОСТ и писавшая плакаты в 30-е годы, признавала, что «лучшие плакаты в Изогизе делал Дейнека.... Он первый начал применять в плакате обратную перспективу: первопланные фигуры рисовал меньше второпланных»{Зернова Е.С. Воспоминания монументалиста. М., 1985. С. 51}. «...Мощное искусство Дейнеки увлекало в свою орбиту с неудержимой силой. И в живописи, и в монументальном искусстве, и в плакате за ним пошел обширный круг мастеров, продолжавших развивать его принципы построения пространства, стилистические особенности формы, характер образного решения темы. В плакате его влияние огромно. Оно ощутимо в работах плакатистов всех поколений с 30-х по 60-е годы», - писала другая современница мастера плакатист Н. Ватолина{Ватолина Н.Н. Мы - плакатисты. М., 1969. С. 10}.
Активная работа Дейнеки в области плаката ограничилась тридцатыми годами. С конца предвоенного десятилетия мастер переключается на другие жанры творчества: живопись, скульптуру, монументальное искусство - фрески, мозаики. Но его огромный вклад в искусство плаката трудно переоценить.