Конструктивизм

Конструктивизм - стилевое направление, возникшее в мировом искусстве первой трети XX века в поисках новых эстетических идеалов, соответствующих эпохе индустриального и технического прогресса. Мощный толчок развитию конструктивизма в России дала революция 1917 года. В условиях кардинальных социальных сдвигов художники левого направления видели свою задачу в непосредственном участии в построении коммунистического общества, - в решительном разрушении буржуазной и построении новой пролетарской культуры, преобразующей общество, производство, быт. Лозунг «Художники - в производство», провозглашенный в 1918 году, определял характер деятельности художников-«производственников», творчество которых заложило фундамент советского дизайна. Конструктивизм, на первых порах тесно связанный с производственным искусством, организационно оформился в 1921 году, когда А. Родченко, В. и Г. Стенберги, В. Степанова, А. Ган, К. Медунецкий, К. Иогансон объединились в рабочую группу конструктивистов Инхука (Института художественной культуры). В следующем году был опубликован «Манифест конструктивизма», составленный Стенбергами и Медунецким, а также книга Гана «Конструктивизм».
Конструктивизм нашел наиболее полное и яркое выражение в архитектуре, дизайне, полиграфии. Строгий рационализм, отказ от декоративных элементов и акцентирование плоскости листа были характерны для конструктивистской книжной графики и для плаката. Изображение предельно обобщалось, сводилось к простейшим геометрическим формам или заменялось фотографией, лист конструировался как система геометрических плоскостей. Особое значение получал текст, который помимо основной информационной функции выступал в качестве ведущего конструктивного и эстетического элемента плакатной формы. Текст позволял предельно обнажить и подчеркнуть «производственный» характер произведения, его связь с полиграфией, с наборной кассой. Шрифт был строгим и хорошо читаемым. Буква, строка, блок строк образовывали единую визуальную форму, и принципиальный характер приобретал рисунок шрифта, вычерченный, с буквами без засечек, напоминающий рубленый полужирный гротеск.
Конструктивистский плакат впервые мощно вышел на арену художественной жизни в начале 20-х годов, когда в условиях новой экономической политики и конкурентной борьбы между государственным и частным капиталом возникает необходимость пропаганды продуктов и изделий государственных предприятий. Рекламную кампанию возглавили А. Родченко и В. Маяковский, объединившиеся в творческое содружество «реклам-конструкторов». Рядом с ними работали В. Степанова, А. Лавинский, А. Левин и другие мастера. Усилиями конструктивистов был создан фирменный стиль ряда государственных фирм - Моссельпрома, Резинотреста, Чаеуправления, Госиздата. Реклама этого периода наиболее тесно соприкасалась с книжным оформлением, многие художники, и А. Родченко прежде всего, одновременно работали над оформлением и иллюстрированием книг и журналов (в 1923 году вышла поэма В. Маяковского «Про это» с его иллюстрациями-фотомонтажами). Фотография часто вводилась в плакат, но главным образом - методом аппликации. Специально для рекламы А. Родченко делал портретные фотоснимки, их крупные планы и непривычные ракурсы предвосхищали монтажный киноплакат. Принципы книжных фотоколлажей получают распространение не только в коммерческом, но и в политическом и зрелищном плакате этого времени.
С середины 20-х годов возникают первые конструктивистские киноплакаты. В числе ведущих мастеров этого жанра - братья В. и Г. Стенберги, Н. Прусаков, А. Лавинский, А. Наумов, С. Семенов-Менес, А. Бельский и другие. Киноплакат вырастает на новаторском «монтажном» языке кинематографа (который также является порождением конструктивизма в области киноискусства), на преклонении перед казалось бы безграничными возможностями кинокамеры, а также на опыте экспериментальной работы художников с абстрактными конструкциями, - именно с этой работы начиналась творческая деятельность и Родченко, и Стенбергов.
В конце 20-х и начале 30-х годов главным выразительным средством конструктивистского плаката становится фотомонтаж. Фотомонтажный политический плакат своими высшими достижениями обязан прежде всего творчеству Г. Клуциса. Клуцис пришел к монументальной плакатной форме, имея опыт работы в книге, в искусстве оформления. В 1931 году он теоретически обосновывал своевременность фотомонтажа как нового современного вида агитационного искусства, обладающего богатейшими техническими приемами выразительности. Вместе с Клуцисом разрабатывали приемы фотомонтажа С. Сенькин, В. Елкин, Н. Пинус. Ведущим мастером конструктивистского, в том числе и фотомонтажного плаката в Ленинграде был Д. Буланов. В пору социалистического реализма конструктивистский плакат практически прекращает свое существование, не исчерпав возможностей, не реализовав многих идей. Со временем термин «конструктивизм» стал отождествляться с искусством русского авангарда и со стилем 1920-х годов.