Символы утопии и прогресса

Революционное искусство сравнительно быстро овладело языком иносказаний. Оно претворило в нем символы, сложившиеся ранее в отечественной и западноевропейской агитационной графике, в лубке, в раннем плакате. К числу важнейших символов революционного плаката относятся восходящее солнце, дымящие трубы, паровоз, разорванные цепи, земной шар.
Восходящее солнце.
Сложный многозначный древний символ; со времен античности, и в особенности - с эпохи Просвещения, «восходящее солнце» означало жизнь, свет, свободу и знание, просвещение, начало нового времени, а следовательно - и «светлое будущее», и «новый день всемирной истории». Солнце изображено на множестве революционных плакатов. Этот образ порой выходит даже на первый план, но чаще, оставаясь на втором плане, играет роль своеобразного графического эпитета к понятию Будущего. Не будучи основным, этот образ тем не менее не является пассивным. Он получает многообразную тематическую, смысловую и графическую разработку, играет заметную роль в композиционном решении произведений и во всех случаях звучит мажорным аккордом, придающим теме оптимистическое звучание.
Дымящие трубы.
Извергающие дым трубы - символ индустрии, был известен плакатистам начала 20-го века. Но широчайшее распространение это изображение получает в искусстве революционном. В новых исторических условиях содержание символа обогащается: с ним, как и с солнечным диском, связываются мечты о будущем, и далеком «светлом», и ближайшем, в котором необходимо восстанавливать и пускать разрушенные фабрики и заводы, переходить к мирному труду. Не случайно во многих плакатах изображение заводской трубы дополняется картиной фабричных зданий со светящимися окнами. Смысл символа афористично выражен лозунгом одного из плакатов: «Дым труб - дыхание советской России». И чем обильнее, гуще дым, тем оптимистичнее звучание плаката. Фабричная труба - любимый образ художников агитационного искусства. Он фигурирует на плакате А. Апсита «Год пролетарской диктатуры», и на плакате Д. Моора «Ты записался добровольцем?». И так же, как и в других случаях, художники умели «обыграть» декоративные эффекты контраста прямых линий трубы и причудливость «дымового» пятна.
Паровоз.
Символический образ паровоза, воплощающий идею экономического и политического движения общества к коммунизму, был рожден конкретной экономической ситуацией в стране. Восстановление железных дорог, налаживание работы транспорта было одной из насущнейших народнохозяйственных задач. Эта задача определила значительность и объемность темы транспорта в плакате, следовательно - и частое изображение паровоза. Это изображение быстро приобретает символический характер. Недвижный паровоз с вороном, сидящим на трубе первым нарисовал М. Черемных в одном из «Окон РОСТА». Идея рисунка - разруха и холод. Паровоз, летящий на всех парах, был антитезой ему. Из символических образов, связанных с утопическими представлениями о будущем, мчащийся паровоз, пожалуй, был единственным, способным продемонстрировать поступательное движение общества вперед и зафиксировать достигнутые успехи.
Разорванные цепи.
Разорванные цепи - символ обретенной свободы, освобождения от угнетения и рабства, - не столь широко привлекается мастерами послереволюционного плаката в качестве самостоятельного изобразительного элемента. Как правило, он составной частью входит в число других атрибутов свергнутого режима, царской власти, и в подобном сочетании его можно видеть во многих плакатах на самые разнообразные темы. Хотя, может быть, как никакой иной, этот символ без изменения своего смысла и значения будет использоваться мастерами плаката вплоть до наших дней. Пример более позднего и выразительного использования этого символа - плакат В. Дени «Да здравствует Первое мая!», изданный в 1929 году. В нем цепи, опутывавшие земной шар и разорванные пролетарием, выражают идею победы рабочего класса в СССР.
Серп и молот.
Особое место в образной символике агитационного искусства принадлежит серпу и молоту. В раннем советском плакате эти орудия труда выражают идею братства рабочего класса и крестьянства и, как правило, изображаются в руках своих владельцев. Лишь в исключительных случаях они соединяются в эмблему. Постепенно содержание эмблемы расширяется: она означает не только союз двух классов, но и их совместную борьбу против общих врагов, мирную жизнь и мирный труд. В этом качестве эмблема включается в 1923 году в герб РСФСР, а в 1924 - в герб СССР.
Земной шар.
Свойственная революции масштабность идей и мышления, получила отражение в плакате в столь же «масштабном» образе земного шара. Этот образ воплощает идею победы рабочего движения во всем мире, и часто объединяется с символическим образом «мирового пожара».