Развитие театрального плаката тесно связано с эволюцией зрелищных видов искусства. В 20-е годы лидирующее место среди них занимал театр. Новаторская режиссура В. Мейерхольда, А. Таирова, Н. Вахтангова, казалось бы, должна была содействовать расцвету театрального плаката. Однако в первой половине 20-х годов литографские мастерские были перегружены заказами и отказывались печатать невыгодные для них небольшие тиражи художественных афиш. Театры вынуждены были ограничиваться фанерной фасадной рекламой, и только в середине 20-х годов появляются первые тиражные театральные плакаты. В работах Б. Кустодиева, братьев Стенбергов и других обнаруживается органическая связь плаката со сценографией, - черта, которой почти не было в дореволюционной театральной рекламе и которая станет традиционной в советской. Еще более явно она проявилась в 30-е годы. Известный режиссер и художник Н. Акимов утверждал, что только сценограф в состоянии выразить смысл и художественную идею спектакля в плакате. Он доказывал это афишами к своим постановкам, рисовал их сам, выявляя, помимо прочего, яркую зрелищность представления. Многие другие театральные художники - В. Рындин, В. Ходасевич, Ю. Пименов, В. Козлинский - также одновременно с оформлением представления создавали рекламу, отражающую стиль спектакля. Именно творчеству этих известных мастеров театральный плакат 20-х - 30-х годов обязан своей высокой художественной культурой.
Выставочный плакат шел своим особым путем. Мощная традиция старой афиши, связывающая ее с книгой и книжным оформлением, питала первые плакаты к выставкам революционного времени и 20-х годов. Послереволюционная действительность обогатила традиционные формы новыми сюжетами и символами. В 30-е годы плакаты к большим художественным выставкам создают крупные мастера из числа самих экспонентов, например, Стенберги или А. Дейнека, но в целом выставочных плакатов издается немного, и информацию о выставках часто несут неиллюстрированные текстовые афиши-вывески.
После долгого перерыва, вызванного войной, театральный и выставочный плакат в начале 60-х годов переживают период особого подъема. Он был обусловлен, с одной стороны, расцветом советской театральной и выставочной культуры, активными творческими обменами и гастролями, а с другой, - изменением характера и стиля плакатного искусства, обращением к нему многих склонных к инновациям художников. В 60-е годы значительную часть информационных функций, которые раньше выполняла «художественная афиша», берут на себя другие СМИ - радио, телевидение и пресса. Поэтому плакат все более становится элементом самого спектакля или выставки, их графическим резюме или же самостоятельным откликом на художественное событие. Возрастает авторское начало в трактовке темы, особое значение приобретает пластика, художественная форма. Утилитарность уступает место эстетической самодостаточности. Выполнение новых функций требует изменения художественной образности, язык зрелищного плаката испытывает стилистическое тяготение к станковой графике. По мере расширения пространства для художественного самовыражения увеличивается и значимость эстетических критериев в самооценке плакатного искусства.
Мастера театрального и выставочного плакатов коренным образом меняют образный и пластический язык, перерабатывают традиции декоративно-прикладного искусства и народного творчества, живописи, графики, кинематографа, вовлекают в свою работу фотоматериал, открывают новые поля визуальных ассоциаций, символов, метафор. В лучших работах им удается добиваться сочетания предметности и абстракции, конкретности и символичности.
Постепенно в 60-е и 70-е годы многие театры и музеи создают собственный фирменный стиль рекламы. Традицию, начатую Н. Акимовым, с успехом продолжили О. Савостюк и Б. Успенский (Большой театр), И. Иванов (Малый Оперный театр в Санкт-Петербурге), Е. Цвик (Москонцерт) и другие. Театральный и выставочный плакат обособляются в самостоятельные и влиятельные жанры. Сформировались региональные школы этого искусства. Среди них первенствовали прибалтийская (Г. Земгал, И. Блумбергс) и ленинградская (В. Кундышев, О. Биантовская, Г. Корбут). Творчество многих мастеров советского театрального и выставочного плаката получило широкое признание на международных выставках. Однако с началом перестройки эти виды плаката оказываются мало востребованными.
Выставочный плакат шел своим особым путем. Мощная традиция старой афиши, связывающая ее с книгой и книжным оформлением, питала первые плакаты к выставкам революционного времени и 20-х годов. Послереволюционная действительность обогатила традиционные формы новыми сюжетами и символами. В 30-е годы плакаты к большим художественным выставкам создают крупные мастера из числа самих экспонентов, например, Стенберги или А. Дейнека, но в целом выставочных плакатов издается немного, и информацию о выставках часто несут неиллюстрированные текстовые афиши-вывески.
После долгого перерыва, вызванного войной, театральный и выставочный плакат в начале 60-х годов переживают период особого подъема. Он был обусловлен, с одной стороны, расцветом советской театральной и выставочной культуры, активными творческими обменами и гастролями, а с другой, - изменением характера и стиля плакатного искусства, обращением к нему многих склонных к инновациям художников. В 60-е годы значительную часть информационных функций, которые раньше выполняла «художественная афиша», берут на себя другие СМИ - радио, телевидение и пресса. Поэтому плакат все более становится элементом самого спектакля или выставки, их графическим резюме или же самостоятельным откликом на художественное событие. Возрастает авторское начало в трактовке темы, особое значение приобретает пластика, художественная форма. Утилитарность уступает место эстетической самодостаточности. Выполнение новых функций требует изменения художественной образности, язык зрелищного плаката испытывает стилистическое тяготение к станковой графике. По мере расширения пространства для художественного самовыражения увеличивается и значимость эстетических критериев в самооценке плакатного искусства.
Мастера театрального и выставочного плакатов коренным образом меняют образный и пластический язык, перерабатывают традиции декоративно-прикладного искусства и народного творчества, живописи, графики, кинематографа, вовлекают в свою работу фотоматериал, открывают новые поля визуальных ассоциаций, символов, метафор. В лучших работах им удается добиваться сочетания предметности и абстракции, конкретности и символичности.
Постепенно в 60-е и 70-е годы многие театры и музеи создают собственный фирменный стиль рекламы. Традицию, начатую Н. Акимовым, с успехом продолжили О. Савостюк и Б. Успенский (Большой театр), И. Иванов (Малый Оперный театр в Санкт-Петербурге), Е. Цвик (Москонцерт) и другие. Театральный и выставочный плакат обособляются в самостоятельные и влиятельные жанры. Сформировались региональные школы этого искусства. Среди них первенствовали прибалтийская (Г. Земгал, И. Блумбергс) и ленинградская (В. Кундышев, О. Биантовская, Г. Корбут). Творчество многих мастеров советского театрального и выставочного плаката получило широкое признание на международных выставках. Однако с началом перестройки эти виды плаката оказываются мало востребованными.