Москва; Ленинград
1942
44 * 31 см
400.000 экз.
Глубокая печать
1942
44 * 31 см
400.000 экз.
Глубокая печать
Популярнейший плакат периода Великой отечественной войны, классическое произведение агитационного искусства.
«Тема плаката определилась для меня сразу, - ее выдвигала сама жизнь...» - писал о своей работе мастер.
Сохранились эскизы, по которым можно восстановить сложный процесс работы художника: первоначальный рисунок - белокурая женщина с непокрытой головой своим телом защищает детей; затем автор меняет мизансцену, позу, ракурс, типаж женщины, оставляет лишь одного ребенка. Моделью молодой женщины послужила дочь художника.
Извечный мотив мирового и русского искусства - мать, стремящаяся спасти и защитить свое дитя, получил в этом произведении мощное и острое звучание. «Фронтовой мадонной» назвали плакат зрители, их почитание плаката было сродни религиозному, тем более что в нем хорошо просматривались сюжетные и композиционные параллели с иконописным образом богоматери.
Плакат был напечатан небольшим листовочным форматом, воспроизведен в газете «Правда», а потом репродуцирован в газетах, журналах, открытках на разных языках народов СССР тиражом более 14 миллионов экземпляров. Его перерисовывали на огромных щитах, которые закрепляли на фасадах и стенах домов, на перекрестках фронтовых дорог, прикрепляли к броне танков, хранили в карманах гимнастерок. Художник получал много благодарственных писем от воинов, этому плакату посвящены стихи.
Был переиздан в 1942 и 1943 годах
Диплом первой степени на Международной выставке плаката в Вене в 1948 году.
«Тема плаката определилась для меня сразу, - ее выдвигала сама жизнь...» - писал о своей работе мастер.
Сохранились эскизы, по которым можно восстановить сложный процесс работы художника: первоначальный рисунок - белокурая женщина с непокрытой головой своим телом защищает детей; затем автор меняет мизансцену, позу, ракурс, типаж женщины, оставляет лишь одного ребенка. Моделью молодой женщины послужила дочь художника.
Извечный мотив мирового и русского искусства - мать, стремящаяся спасти и защитить свое дитя, получил в этом произведении мощное и острое звучание. «Фронтовой мадонной» назвали плакат зрители, их почитание плаката было сродни религиозному, тем более что в нем хорошо просматривались сюжетные и композиционные параллели с иконописным образом богоматери.
Плакат был напечатан небольшим листовочным форматом, воспроизведен в газете «Правда», а потом репродуцирован в газетах, журналах, открытках на разных языках народов СССР тиражом более 14 миллионов экземпляров. Его перерисовывали на огромных щитах, которые закрепляли на фасадах и стенах домов, на перекрестках фронтовых дорог, прикрепляли к броне танков, хранили в карманах гимнастерок. Художник получал много благодарственных писем от воинов, этому плакату посвящены стихи.
Был переиздан в 1942 и 1943 годах
Диплом первой степени на Международной выставке плаката в Вене в 1948 году.