Революция открыла новые перспективы для литературы, живописи, искусства театра и кино. Многие причислявшие себя к авангарду художники приветствовали революцию, почувствовав исключительность политической ситуации, они увлеклись идеями создания справедливого общества и новой жизни - все это открывало неограниченные возможности для приложения их фантазии и творческих способностей.
В течение 1920-х годов художники и писатели самых разных направлений, многочисленных группировок и объединений много спорили, пытаясь определить концепцию подлинной пролетарской культуры, пригодную для нового общества. Однако уже в первые послереволюционные годы обозначились ограничения, ясно показавшие: тому, кто не принимает идеалы революции или критически оценивает советскую идеологию, государственные инстанции преградят путь. Преследования и аресты участились; например, был арестован и расстрелян поэт Николай Гумилев. Тем не менее, 1920-е годы стали временем разнообразных художественных экспериментов, попыткой, с одной стороны, привлечь искусство к общественным нуждам, а с другой - привести его к гармонии.
Однако свободы, в либеральном смысле слова, с середины 1920-х годов в СССР не существовало. С самого начала партия использовала искусство и культуру в своих интересах. Причем предпочтение перед другими концепциями отдавалось так называемому «пролетарскому» искусству и литературе.
Сам Ленин придерживался традиционных представлений о культуре. Его эстетические предпочтения основывались на консервативном вкусе, близком традициям классической литературы XIX века, правда, при этом с социалистическим содержанием. То, что к экспериментам в живописи и литературе он относился с недоверием, показывают, среди прочего, его замечания относительно лирики В. Маяковского. Напротив, народному комиссару просвещения Анатолию Луначарскому вплоть до второй половины 1920-х годов не раз удавалось протягивать свою спасительную руку художникам, чьи представления об искусстве не совпадали с представлениями партии.
Итак, положение в культуре и образовании в 1920-х годах можно рассматривать как время перелома и переориентации. Культурная политика в целом не была еще догматичной, однако антикоммунистические и аполитичные тенденции в культуре уже тогда встречались враждебно.
В течение 1920-х годов художники и писатели самых разных направлений, многочисленных группировок и объединений много спорили, пытаясь определить концепцию подлинной пролетарской культуры, пригодную для нового общества. Однако уже в первые послереволюционные годы обозначились ограничения, ясно показавшие: тому, кто не принимает идеалы революции или критически оценивает советскую идеологию, государственные инстанции преградят путь. Преследования и аресты участились; например, был арестован и расстрелян поэт Николай Гумилев. Тем не менее, 1920-е годы стали временем разнообразных художественных экспериментов, попыткой, с одной стороны, привлечь искусство к общественным нуждам, а с другой - привести его к гармонии.
Однако свободы, в либеральном смысле слова, с середины 1920-х годов в СССР не существовало. С самого начала партия использовала искусство и культуру в своих интересах. Причем предпочтение перед другими концепциями отдавалось так называемому «пролетарскому» искусству и литературе.
Сам Ленин придерживался традиционных представлений о культуре. Его эстетические предпочтения основывались на консервативном вкусе, близком традициям классической литературы XIX века, правда, при этом с социалистическим содержанием. То, что к экспериментам в живописи и литературе он относился с недоверием, показывают, среди прочего, его замечания относительно лирики В. Маяковского. Напротив, народному комиссару просвещения Анатолию Луначарскому вплоть до второй половины 1920-х годов не раз удавалось протягивать свою спасительную руку художникам, чьи представления об искусстве не совпадали с представлениями партии.
Итак, положение в культуре и образовании в 1920-х годах можно рассматривать как время перелома и переориентации. Культурная политика в целом не была еще догматичной, однако антикоммунистические и аполитичные тенденции в культуре уже тогда встречались враждебно.