Москва переживала в 30-е годы бурное развитие. В 1917 город насчитывал 2 млн. жителей, но после Гражданской войны это число снизилось до 800000. Москва по-прежнему продолжала состоять по преимуществу из двухэтажных домов (за исключением возникшего на рубеже столетий центра, напоминающего о времени бурного экономического развития). Помимо этого, в Москве оставалось множество деревянных домов и трущоб.
С объявлением нэпа город быстро восстановился. В 1923 году население выросло до 1,5 млн., а в 1926-ом число жителей снова достигло 2 млн. По улицам города вновь поехали не только трамваи, но и автобусы с троллейбусами, что нормализовало транспортную систему. Благодаря восстановлению промышленности из Подмосковья прибывало все больше и больше рабочей силы, раньше занятой в сельском хозяйстве. Для этого новоформирующегося человеческого ресурса нужно было в короткое время возводить жилье. Эту проблему отчасти решали путем преобразования некогда принадлежавших крупным собственникам квартир, которые переделывались в так называемые «коммуналки», рассчитанные теперь на несколько семей. Многие церкви были снесены или же их здания стали использоваться по иному назначению.
Во время первой пятилетки поменялось административное деление территории города. В 1929 - 1931 гг. благодаря расположенным в Москве промышленным предприятиям, население резко выросло - с 2,3 млн. до 3,6 млн. жителей. Кроме того, чувствовалось начавшееся огосударствление промышленности и общества, сопровождавшееся появлением множества управленческих учреждений с большими коллективами сотрудников. По этим причинам в 1931 году был принят переходный план преобразования города, который в 1935 году стал «Генеральным планом реконструкции Москвы». Цель плана состояла в том, чтобы преодолеть отсталость городских структур и системы снабжения и устранить дефициты в жилищном и дорожном строительстве.
К числу престижных объектов этого преобразования Москвы принадлежал метрополитен, первая линия которого открылась в 1935 году. А кроме того, воображение будоражили видения гигантских улиц и проспектов, в которых находила свое архитектурное выражение утопия централизованного, тоталитарного государства. При этом новый («кондитерский») стиль сталинской архитектуры определял образ города, которому должны были подчиниться все старые городские кварталы, в том числе многие крупные храмы (например, Храм Христа Спасителя) и монастырские комплексы. Новая Москва, таким образом, должна была не только стать современным городом в смысле внутригородской структуры транспорта и коммуникаций, она должна была также являться упорядоченным центром, в котором строительство социализма принимает зримые формы. Возникают новые парковые зоны и центры досуга, специальные программы озеленения должны были создавать впечатление гармоничной связи между жильем, работой и природой.
Вид города Москвы должен был таким образом участвовать в архитектурной визуализации мифа о социалистическом городе. Однако большая часть из запланированных больших зданий так и не была построена, поскольку Вторая мировая война воспрепятствовала этим планам. Тем не менее, Москва успела потерять свой традиционный, исторически обусловленный вид и стала парадной витриной социалистического города, в свою очередь решающим образом влияя на архитектурное преобразование других крупных городов Советского Союза.
С объявлением нэпа город быстро восстановился. В 1923 году население выросло до 1,5 млн., а в 1926-ом число жителей снова достигло 2 млн. По улицам города вновь поехали не только трамваи, но и автобусы с троллейбусами, что нормализовало транспортную систему. Благодаря восстановлению промышленности из Подмосковья прибывало все больше и больше рабочей силы, раньше занятой в сельском хозяйстве. Для этого новоформирующегося человеческого ресурса нужно было в короткое время возводить жилье. Эту проблему отчасти решали путем преобразования некогда принадлежавших крупным собственникам квартир, которые переделывались в так называемые «коммуналки», рассчитанные теперь на несколько семей. Многие церкви были снесены или же их здания стали использоваться по иному назначению.
Во время первой пятилетки поменялось административное деление территории города. В 1929 - 1931 гг. благодаря расположенным в Москве промышленным предприятиям, население резко выросло - с 2,3 млн. до 3,6 млн. жителей. Кроме того, чувствовалось начавшееся огосударствление промышленности и общества, сопровождавшееся появлением множества управленческих учреждений с большими коллективами сотрудников. По этим причинам в 1931 году был принят переходный план преобразования города, который в 1935 году стал «Генеральным планом реконструкции Москвы». Цель плана состояла в том, чтобы преодолеть отсталость городских структур и системы снабжения и устранить дефициты в жилищном и дорожном строительстве.
К числу престижных объектов этого преобразования Москвы принадлежал метрополитен, первая линия которого открылась в 1935 году. А кроме того, воображение будоражили видения гигантских улиц и проспектов, в которых находила свое архитектурное выражение утопия централизованного, тоталитарного государства. При этом новый («кондитерский») стиль сталинской архитектуры определял образ города, которому должны были подчиниться все старые городские кварталы, в том числе многие крупные храмы (например, Храм Христа Спасителя) и монастырские комплексы. Новая Москва, таким образом, должна была не только стать современным городом в смысле внутригородской структуры транспорта и коммуникаций, она должна была также являться упорядоченным центром, в котором строительство социализма принимает зримые формы. Возникают новые парковые зоны и центры досуга, специальные программы озеленения должны были создавать впечатление гармоничной связи между жильем, работой и природой.
Вид города Москвы должен был таким образом участвовать в архитектурной визуализации мифа о социалистическом городе. Однако большая часть из запланированных больших зданий так и не была построена, поскольку Вторая мировая война воспрепятствовала этим планам. Тем не менее, Москва успела потерять свой традиционный, исторически обусловленный вид и стала парадной витриной социалистического города, в свою очередь решающим образом влияя на архитектурное преобразование других крупных городов Советского Союза.