Рост промышленности России в конце XIX века и усиление конкурентной борьбы обусловили расцвет коммерческого плаката. Его авторы, по большей части не подписывавшие своих работ, за короткое время овладели действенными приемами рекламы и выразительными средствами плакатного языка; к числу самых важных из них относятся гипербола, метафора и активное использование возможностей семантических ассоциаций.
Интенсивность художественной и культурной жизни в начале столетия, сказавшаяся в организации многочисленных выставок, вызвала расцвет выставочной афиши. Часто в числе ее авторов оказывались участники экспозиций, известные живописцы и графики Е. Лансере, М. Врубель, К. Сомов и другие. Их плакатное творчество благотворно сказывалось на художественном уровне этого жанра графики. Это же можно сказать и о книготорговом плакате, в создании которого особенно велики заслуги художников «Мира искусства». Большое внимание уделяли рекламе ведущие издательства дореволюционного времени, например, издательство М. Вольфа, которое ежегодно выпускало крупноформатные плакаты, рекламирующие журнал «Нива». Для работы над плакатами привлекались многие известные живописцы и графики, полиграфические качества плакатов были необыкновенно высоки.
Менее богат художественными достижениями зрелищный плакат. Киноплакат, самый молодой вид художественной афиши, тем не менее, дал интересные образцы оригинальной интерпретации ряда кинематографических сюжетов и опробовал выразительные средства и приемы, которые получат развитие в послереволюционное время. Театральный плакат в первые два десятилетия нового века не получил сколько-нибудь значительного развития. Но большие потенциальные возможности этого жанра были продемонстрированы в немногочисленных работах, из которых в первую очередь следует упомянуть афишу Валентина Серова к открытию в 1909 году Дягилевских сезонов в Париже (В. Серов. «Театр Шателе. 1909»).
Роль социального плаката в начале XX-го века выполнял плакат благотворительный.
Социальная многослойность дореволюционной России обусловила многостильность плакатного искусства. Выставляя напоказ «товар» всем и каждому, плакат все-таки имел в виду конкретного потенциального покупателя и совершенно по-разному рекламировал роскошный автомобиль или дешевые папиросы, книги по искусству или книжки для народа в издании И. Сытина, концерт симфонической музыки или «феерический спектакль» массового гуляния.
Интенсивность художественной и культурной жизни в начале столетия, сказавшаяся в организации многочисленных выставок, вызвала расцвет выставочной афиши. Часто в числе ее авторов оказывались участники экспозиций, известные живописцы и графики Е. Лансере, М. Врубель, К. Сомов и другие. Их плакатное творчество благотворно сказывалось на художественном уровне этого жанра графики. Это же можно сказать и о книготорговом плакате, в создании которого особенно велики заслуги художников «Мира искусства». Большое внимание уделяли рекламе ведущие издательства дореволюционного времени, например, издательство М. Вольфа, которое ежегодно выпускало крупноформатные плакаты, рекламирующие журнал «Нива». Для работы над плакатами привлекались многие известные живописцы и графики, полиграфические качества плакатов были необыкновенно высоки.
Менее богат художественными достижениями зрелищный плакат. Киноплакат, самый молодой вид художественной афиши, тем не менее, дал интересные образцы оригинальной интерпретации ряда кинематографических сюжетов и опробовал выразительные средства и приемы, которые получат развитие в послереволюционное время. Театральный плакат в первые два десятилетия нового века не получил сколько-нибудь значительного развития. Но большие потенциальные возможности этого жанра были продемонстрированы в немногочисленных работах, из которых в первую очередь следует упомянуть афишу Валентина Серова к открытию в 1909 году Дягилевских сезонов в Париже (В. Серов. «Театр Шателе. 1909»).
Роль социального плаката в начале XX-го века выполнял плакат благотворительный.
Социальная многослойность дореволюционной России обусловила многостильность плакатного искусства. Выставляя напоказ «товар» всем и каждому, плакат все-таки имел в виду конкретного потенциального покупателя и совершенно по-разному рекламировал роскошный автомобиль или дешевые папиросы, книги по искусству или книжки для народа в издании И. Сытина, концерт симфонической музыки или «феерический спектакль» массового гуляния.