Ни один другой образ не занимает в русской политической иконографии XX века такого значительного места, как образ вождя революции и основателя СССР В.И. Ленина. Поколения советских людей выросли среди его портретов и статуй, Ленин стал центральной идентификационной фигурой нового государства.
Появление Ленина в изобразительной памяти России в первые революционные годы проходит почти незаметно. Его облик, лицо, были неизвестны широким массам. С 1918 года Ленина рисуют с натуры видные художники, снимают лучшие фотографы, и начинается тиражирование его портретов. В 1918 году был снят документальный фильм, запечатлевший Ленина на прогулке в Кремле по выздоровлении после ранения, который стал иконографической основой для изображения Ленина в рисунках, картинах, плакатах: небольшой рост, черный костюм и кепка стали характерными приметами его внешнего облика, и не только в прижизненных, но и во многих посмертных произведениях агитационного искусства.
Авторы плакатов 1918 - 1920 гг. свободно трактовали образ вождя. Д. Моор в работе 1919 года, выдержанной в стиле модерн, показывает Ленина с символическим факелом революции впереди шеренги пролетариев. М. Черемных в серии однокрасочных плакатов ВЦИК шаржировано изображает фигуру, но аллегорически подчеркивает важность его политической миссии: вождь снимает повязку с глаз крестьянина, освобождая его от оков незнания и политической слепоты. Так же трактует образ Ленина В. Дени в плакате «Тов. Ленин очищает землю от нечисти» (1920): он с юмором изображает маленькую фигуру вождя в черном костюме и кепке с метлой в руках, очищающего от угнетателей весь мир. Сам Ленин, очевидно, не возражал против таких трактовок. Авангардистские эскизы также не отличались сакральным пиететом по отношению к образу вождя.
С 1922 ленинская иконография меняется: художник А. Соколов в плакате к Четвертому конгрессу Коминтерна («Пусть господствующие классы содрогаются перед коммунистической революцией») находит позу, которая затем станет канонической: фигура вождя в неизменном черном костюме и кепке доминирует в композиции, левая рука поднята в указующем жесте. В этой же позе он изображен в плакате А. Страхова-Браславского (1924), в некоторых конструктивистских плакатах, в фотомонтажном плакате Г. Клуциса 1930 года («Из России нэповской будет Россия социалистическая»).
Революционный художественный фильм «Октябрь» С. Эйзенштейна существенно изменил иконографию Ленина. В плакате к фильму несколько изменена поза (поднята правая рука), а взятый за основу кадр прибытия в Петроград трактован как триумфальное явление вождя революции, который провозглашает наступление новой эры в истории человечества и пророчески указывает путь.
В посмертных плакатах образ Ленина более величественен и монументален, это заметно в агитационных изданиях юбилейного 1927 года, и особенно - в начале 30-х годов, в фотомонтажных работах Г. Клуциса. Если в эти годы и существовал культ вождя, то это был культ Ленина. Однако уже намечались перемены: его наследник, генеральный секретарь Иосиф Сталин, готов был взять на себя ленинскую роль вождя, отодвинув предшественника с авансцены политической жизни. Ленину была отведена роль символа и эмблемы советского государства, он изображается бронзовым монументом, застывшим в исторической неподвижности, или барельефом, украшением знамен и флагов. На конкурсе плакатов, организованном в связи с 10-й годовщиной со дня смерти Ленина в 1934 году, первое место было отдано плакату без его портрета, без его визуального образа. Теневым изображением стоит Ленин за сталинской спиной и свидетельствует об его исторической легитимности. Это подтверждает и плакат Н. Ватолиной и Н. Денисова «Партия и Ленин - близнецы-братья…», изданный в 1937 году в связи с двадцатой годовщиной Октября, где монументальный образ Ленина отождествляется с партией, руководимой Сталиным.
Совместные изображения Ленина-Сталина характерны для агитационного искусства начала 50-х годов. Фигура Ленина призвана подтвердить верность Сталина традициям Октября.
После 1956 года с исключением Сталина из политической иконографии образ Ленина получает обновленную трактовку. Теперь он воплощает идею верности идеалам революции, попранным во времена культа личности Сталина. В плакатах, созданных к 50-й годовщине революции (1967) образ Ленина трактуется как вневременной, вечный атрибут общества. Ленин представлен как всеобъемлющая политическая фигура, концентрирующая в себе фундаментальные образцы советской идентификации. Таков, в частности, плакат В. Иванова «Ленин - жил, Ленин - жив, Ленин - будет жить!», в нем апофеоз достигает вершины.
Источником для последующих модификаций образа Ленина служит его духовное наследие. Он постепенно освобождается от роли исключительно политического вождя, изображается как «мыслитель», «философ» и просто «человек».
После 1985 года художники-плакатисты стремились «очистить» фигуру Ленина от исторического искажения и тем самым вновь обрести идеологический ориентир, на который могли бы равняться горбачевские реформы. Однако российское общество 90-х годов уже не могло принимать Ленина в его политической роли всерьез, оно видело в нем крестного отца Сталина, и плакат отвечал на его декларированное ранее духовное «величие» злой сатирой, разрушив сложившуюся десятилетиями практику визуализации. В ленинской иконографии была поставлена точка, и неприкосновенная на протяжении 70 лет главная политическая фигура Советского Союза погрузилась в забвение.
Появление Ленина в изобразительной памяти России в первые революционные годы проходит почти незаметно. Его облик, лицо, были неизвестны широким массам. С 1918 года Ленина рисуют с натуры видные художники, снимают лучшие фотографы, и начинается тиражирование его портретов. В 1918 году был снят документальный фильм, запечатлевший Ленина на прогулке в Кремле по выздоровлении после ранения, который стал иконографической основой для изображения Ленина в рисунках, картинах, плакатах: небольшой рост, черный костюм и кепка стали характерными приметами его внешнего облика, и не только в прижизненных, но и во многих посмертных произведениях агитационного искусства.
Авторы плакатов 1918 - 1920 гг. свободно трактовали образ вождя. Д. Моор в работе 1919 года, выдержанной в стиле модерн, показывает Ленина с символическим факелом революции впереди шеренги пролетариев. М. Черемных в серии однокрасочных плакатов ВЦИК шаржировано изображает фигуру, но аллегорически подчеркивает важность его политической миссии: вождь снимает повязку с глаз крестьянина, освобождая его от оков незнания и политической слепоты. Так же трактует образ Ленина В. Дени в плакате «Тов. Ленин очищает землю от нечисти» (1920): он с юмором изображает маленькую фигуру вождя в черном костюме и кепке с метлой в руках, очищающего от угнетателей весь мир. Сам Ленин, очевидно, не возражал против таких трактовок. Авангардистские эскизы также не отличались сакральным пиететом по отношению к образу вождя.
С 1922 ленинская иконография меняется: художник А. Соколов в плакате к Четвертому конгрессу Коминтерна («Пусть господствующие классы содрогаются перед коммунистической революцией») находит позу, которая затем станет канонической: фигура вождя в неизменном черном костюме и кепке доминирует в композиции, левая рука поднята в указующем жесте. В этой же позе он изображен в плакате А. Страхова-Браславского (1924), в некоторых конструктивистских плакатах, в фотомонтажном плакате Г. Клуциса 1930 года («Из России нэповской будет Россия социалистическая»).
Революционный художественный фильм «Октябрь» С. Эйзенштейна существенно изменил иконографию Ленина. В плакате к фильму несколько изменена поза (поднята правая рука), а взятый за основу кадр прибытия в Петроград трактован как триумфальное явление вождя революции, который провозглашает наступление новой эры в истории человечества и пророчески указывает путь.
В посмертных плакатах образ Ленина более величественен и монументален, это заметно в агитационных изданиях юбилейного 1927 года, и особенно - в начале 30-х годов, в фотомонтажных работах Г. Клуциса. Если в эти годы и существовал культ вождя, то это был культ Ленина. Однако уже намечались перемены: его наследник, генеральный секретарь Иосиф Сталин, готов был взять на себя ленинскую роль вождя, отодвинув предшественника с авансцены политической жизни. Ленину была отведена роль символа и эмблемы советского государства, он изображается бронзовым монументом, застывшим в исторической неподвижности, или барельефом, украшением знамен и флагов. На конкурсе плакатов, организованном в связи с 10-й годовщиной со дня смерти Ленина в 1934 году, первое место было отдано плакату без его портрета, без его визуального образа. Теневым изображением стоит Ленин за сталинской спиной и свидетельствует об его исторической легитимности. Это подтверждает и плакат Н. Ватолиной и Н. Денисова «Партия и Ленин - близнецы-братья…», изданный в 1937 году в связи с двадцатой годовщиной Октября, где монументальный образ Ленина отождествляется с партией, руководимой Сталиным.
Совместные изображения Ленина-Сталина характерны для агитационного искусства начала 50-х годов. Фигура Ленина призвана подтвердить верность Сталина традициям Октября.
После 1956 года с исключением Сталина из политической иконографии образ Ленина получает обновленную трактовку. Теперь он воплощает идею верности идеалам революции, попранным во времена культа личности Сталина. В плакатах, созданных к 50-й годовщине революции (1967) образ Ленина трактуется как вневременной, вечный атрибут общества. Ленин представлен как всеобъемлющая политическая фигура, концентрирующая в себе фундаментальные образцы советской идентификации. Таков, в частности, плакат В. Иванова «Ленин - жил, Ленин - жив, Ленин - будет жить!», в нем апофеоз достигает вершины.
Источником для последующих модификаций образа Ленина служит его духовное наследие. Он постепенно освобождается от роли исключительно политического вождя, изображается как «мыслитель», «философ» и просто «человек».
После 1985 года художники-плакатисты стремились «очистить» фигуру Ленина от исторического искажения и тем самым вновь обрести идеологический ориентир, на который могли бы равняться горбачевские реформы. Однако российское общество 90-х годов уже не могло принимать Ленина в его политической роли всерьез, оно видело в нем крестного отца Сталина, и плакат отвечал на его декларированное ранее духовное «величие» злой сатирой, разрушив сложившуюся десятилетиями практику визуализации. В ленинской иконографии была поставлена точка, и неприкосновенная на протяжении 70 лет главная политическая фигура Советского Союза погрузилась в забвение.