В отличие от рабочего, который выступал глашатаем коммунистической идеологии, крестьянин в плакате революции и первых послереволюционных лет политически менее активен. Плакат показывает его прежде всего в традиционной роли пахаря, сеятеля, кормильца (Б. Зворыкин. «Красный пахарь»), реже - защитника Отечества. Он легко узнается по внешнему облику (борода), одежде (полосатые порты и лапти), а главное - орудиям труда: серпу и косе.
Крестьянство отнеслось к революции по-разному: с воодушевлением, с сомнением, скептически, с полным неприятием. Поэтому к советскому Агитпропу предъявлялись специфические требования дифференцированных методов агитации. Задача убеждения крестьянства в политической правомерности революционных изменений вызвала к жизни особые формы агитационного искусства - пропагандистские «Окна РОСТА», своеобразные плакаты-раздумья на тему продразверстки и продналога (А. Сапожников «Без пилы, топора и гвоздей избы не построишь...»), где крестьянин изображался сомневающимся и неуверенным.
Политическая активность образа возрастает по мере усиления борьбы с кулачеством и своей высшей точки достигает во время агитации за колхозы.
С коллективизацией деревни меняется суть образа крестьянина и его внешние атрибуты: колхозник в плакате - прежде всего хозяин земли (В. Ефанов. «Ни одного гектара незасеянной земли!»). Главное орудие его труда - трактор. Исчезают лапти, а защитные очки и комбинезон сближают облик крестьянина с обликом рабочего. И не только облик: как и рабочий, крестьянин принимает участие в социалистическом соревновании, овладевает техникой, пополняет ряды физкультурников. Часто появляются на плакатах слова Сталина о том, что «женщины в колхозах - большая сила».
Тяжесть труда и быта советской деревни отражается в плакатах Отечественной войны в экстремальных условиях военного времени. В 50-е годы эта неприкрашенная реальность вновь уступает место идиллии мирной сельской жизни (М. Соловьев. «Хорошо трудиться - хлеб уродится!»). Политический плакат создает идеальную модель сельского хозяйства и идеальный образ труженика: это многоликий образ представителей самых разных отраслей - земледельцев, животноводов, овощеводов, механизаторов. С начала 60-х годов, с изменением стиля советского изобразительного искусства, в осовремененной форме возвращается традиционная символика в изображении сельскохозяйственного труда и внешнего облика крестьянина. Эта модель остается основополагающей вплоть до 70-х - 80-х годов. Вопреки неудачам аграрной политики и бедственному положению сельского хозяйства плакат продолжает пропагандировать утопию колхозной и совхозной жизни. Но модернизация в аграрной политике государства (специализация сельскохозяйственного производства, создание агропромышленных комплексов и т.п.) обусловила появление в агитационном искусстве тенденции сохранения в облике современного сельского труженика вековых, исконно крестьянских черт и возврата к традиционному образу крестьянина - хозяина земли и кормильца государства. В этом статусе этот образ еще недолгое время существует во времена перестройки и совсем уходит из плаката 1990-х годов, резко критикующего аграрную политику прежних лет.
Крестьянство отнеслось к революции по-разному: с воодушевлением, с сомнением, скептически, с полным неприятием. Поэтому к советскому Агитпропу предъявлялись специфические требования дифференцированных методов агитации. Задача убеждения крестьянства в политической правомерности революционных изменений вызвала к жизни особые формы агитационного искусства - пропагандистские «Окна РОСТА», своеобразные плакаты-раздумья на тему продразверстки и продналога (А. Сапожников «Без пилы, топора и гвоздей избы не построишь...»), где крестьянин изображался сомневающимся и неуверенным.
Политическая активность образа возрастает по мере усиления борьбы с кулачеством и своей высшей точки достигает во время агитации за колхозы.
С коллективизацией деревни меняется суть образа крестьянина и его внешние атрибуты: колхозник в плакате - прежде всего хозяин земли (В. Ефанов. «Ни одного гектара незасеянной земли!»). Главное орудие его труда - трактор. Исчезают лапти, а защитные очки и комбинезон сближают облик крестьянина с обликом рабочего. И не только облик: как и рабочий, крестьянин принимает участие в социалистическом соревновании, овладевает техникой, пополняет ряды физкультурников. Часто появляются на плакатах слова Сталина о том, что «женщины в колхозах - большая сила».
Тяжесть труда и быта советской деревни отражается в плакатах Отечественной войны в экстремальных условиях военного времени. В 50-е годы эта неприкрашенная реальность вновь уступает место идиллии мирной сельской жизни (М. Соловьев. «Хорошо трудиться - хлеб уродится!»). Политический плакат создает идеальную модель сельского хозяйства и идеальный образ труженика: это многоликий образ представителей самых разных отраслей - земледельцев, животноводов, овощеводов, механизаторов. С начала 60-х годов, с изменением стиля советского изобразительного искусства, в осовремененной форме возвращается традиционная символика в изображении сельскохозяйственного труда и внешнего облика крестьянина. Эта модель остается основополагающей вплоть до 70-х - 80-х годов. Вопреки неудачам аграрной политики и бедственному положению сельского хозяйства плакат продолжает пропагандировать утопию колхозной и совхозной жизни. Но модернизация в аграрной политике государства (специализация сельскохозяйственного производства, создание агропромышленных комплексов и т.п.) обусловила появление в агитационном искусстве тенденции сохранения в облике современного сельского труженика вековых, исконно крестьянских черт и возврата к традиционному образу крестьянина - хозяина земли и кормильца государства. В этом статусе этот образ еще недолгое время существует во времена перестройки и совсем уходит из плаката 1990-х годов, резко критикующего аграрную политику прежних лет.