Пропагандируя Октябрьскую революцию, плакат особо подчеркивал кардинальные изменения в жизни тех групп населения, которые до революции были самыми бесправными. Это относится, прежде всего, к женщине - работнице и крестьянке.
Социальный статус женщины в новой жизни - одна из главных тем революционного плаката (Неизвестный автор: «Что дала Октябрьская революция работнице и крестьянке»). У женщины свои «социальные» атрибуты (фартук и красная косынка), ее предназначение - наравне с мужчиной строить коммунистическое общество. Юридическое и социальное равноправие с мужчиной декларируется как важнейшее достижение Октябрьской революции (А. Самохвалов. «Да здравствует Комсомол»; Л. Лисицкий. «USSR. Russische Ausstellung»). Героизированный идеал новой женщины воплотил в своем плакате «Раскрепощенная женщина, строй социализм!» А. Страхов-Браславский. Женщина показана здесь как сильная, «стальная» личность, классовая принадлежность которой обозначена винтовкой и фабричными трубами на втором плане. Новая сильная женщина включена в производственный процесс и участвует в общественной жизни. Женщина-мать и хранительница домашнего очага практически не фигурирует в плакате 20-х годов, повседневные и личностные аспекты ее жизни в малой степени освещаются рекламным плакатом и киноплакатом.
В 30-е годы идея гармонического развития личности воплощалась наиболее полно и развернуто именно на примере женщины. Слова Ленина: «каждая кухарка должна уметь управлять государством» стали лозунгом многих произведений художественной публицистики. Плакат призывает работниц вступать в партию, участвовать в выборах, и даже отказаться от домашнего хозяйства (Г. Шегаль. «Долой кухонное рабство!»). Агитационное искусство показывает ее в традиционной красной косынке за работой в заводских цехах (В. Кулагина. «Международный день работниц»), за учебой, на стадионах (А. Дейнека. «Работать, строить и не ныть!») и курортах. Художники 30-х годов создают образ-идеал сельской труженицы, который должен проиллюстрировать слова Сталина: «Женщины в колхозах - большая сила» (Н. Пинус). Убедительность художественных образов усиливается документальностью фотомонтажей, портретами знатных стахановок, ударниц, летчиц (Г. Клуцис. «Множьте ряды ударников-стахановцев!»). Важную работу выполняет киноплакат: портреты героинь популярных фильмов о свинарках, ткачихах, «членах правительства» и просто «девушках с характером» дополняют и расцвечивают плакатный образ женщины 30-х годов, коммерческая реклама приоткрывает бытовую повседневность ее жизни.
Традиции героического образа женщины 20-х годов получают развитие в годы Второй мировой войны. Наряду с возвышенными образами И. Тоидзе («Родина-мать зовет!»), Н. Ватолиной, В. Серова, А. Кокорекина в военном плакате получил разработку трагический образ современницы, томящейся в неволе, потерявшей кров и детей. Героическая и трагическая линии соединяются в плакате В. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!», который стал одним из символов военного времени.
Героическая линия женского образа была продолжена и в послевоенное время, особенно в работах, посвященных борьбе за мир, освоению космоса (В. Фекляев. «Впервые в мире») и перестройке. В основном же художники следовали традиции 30-х годов и изображали женщину в ее традиционной роли труженицы - на полях, на заводах, на трибунах партийных съездов (М. Соловьев. «Таких женщин не бывало...»). Социальное равенство мужчины и женщины считалось уже достигнутым, выдающиеся успехи женщин в производственной, научной и общественной сфере не подлежали сомнению, и, начиная с 60-х годов, плакат стал уделять больше внимания образу женщины-матери, стал подчеркивать в ее облике и характере черты женской красоты и привлекательности (В. Ливанова, Т. Ливанова. «Хлеб - Родине!»).
Плакат перестройки обратился ко многим социальным проблемам женщин: проституция, отказ от детей, необеспеченная старость, жизненная неустроенность. Война в Чечне заставила вернуться к традициям трагического решения женского образа (А. Ваганов. «Дамоклов меч»).
Социальный статус женщины в новой жизни - одна из главных тем революционного плаката (Неизвестный автор: «Что дала Октябрьская революция работнице и крестьянке»). У женщины свои «социальные» атрибуты (фартук и красная косынка), ее предназначение - наравне с мужчиной строить коммунистическое общество. Юридическое и социальное равноправие с мужчиной декларируется как важнейшее достижение Октябрьской революции (А. Самохвалов. «Да здравствует Комсомол»; Л. Лисицкий. «USSR. Russische Ausstellung»). Героизированный идеал новой женщины воплотил в своем плакате «Раскрепощенная женщина, строй социализм!» А. Страхов-Браславский. Женщина показана здесь как сильная, «стальная» личность, классовая принадлежность которой обозначена винтовкой и фабричными трубами на втором плане. Новая сильная женщина включена в производственный процесс и участвует в общественной жизни. Женщина-мать и хранительница домашнего очага практически не фигурирует в плакате 20-х годов, повседневные и личностные аспекты ее жизни в малой степени освещаются рекламным плакатом и киноплакатом.
В 30-е годы идея гармонического развития личности воплощалась наиболее полно и развернуто именно на примере женщины. Слова Ленина: «каждая кухарка должна уметь управлять государством» стали лозунгом многих произведений художественной публицистики. Плакат призывает работниц вступать в партию, участвовать в выборах, и даже отказаться от домашнего хозяйства (Г. Шегаль. «Долой кухонное рабство!»). Агитационное искусство показывает ее в традиционной красной косынке за работой в заводских цехах (В. Кулагина. «Международный день работниц»), за учебой, на стадионах (А. Дейнека. «Работать, строить и не ныть!») и курортах. Художники 30-х годов создают образ-идеал сельской труженицы, который должен проиллюстрировать слова Сталина: «Женщины в колхозах - большая сила» (Н. Пинус). Убедительность художественных образов усиливается документальностью фотомонтажей, портретами знатных стахановок, ударниц, летчиц (Г. Клуцис. «Множьте ряды ударников-стахановцев!»). Важную работу выполняет киноплакат: портреты героинь популярных фильмов о свинарках, ткачихах, «членах правительства» и просто «девушках с характером» дополняют и расцвечивают плакатный образ женщины 30-х годов, коммерческая реклама приоткрывает бытовую повседневность ее жизни.
Традиции героического образа женщины 20-х годов получают развитие в годы Второй мировой войны. Наряду с возвышенными образами И. Тоидзе («Родина-мать зовет!»), Н. Ватолиной, В. Серова, А. Кокорекина в военном плакате получил разработку трагический образ современницы, томящейся в неволе, потерявшей кров и детей. Героическая и трагическая линии соединяются в плакате В. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!», который стал одним из символов военного времени.
Героическая линия женского образа была продолжена и в послевоенное время, особенно в работах, посвященных борьбе за мир, освоению космоса (В. Фекляев. «Впервые в мире») и перестройке. В основном же художники следовали традиции 30-х годов и изображали женщину в ее традиционной роли труженицы - на полях, на заводах, на трибунах партийных съездов (М. Соловьев. «Таких женщин не бывало...»). Социальное равенство мужчины и женщины считалось уже достигнутым, выдающиеся успехи женщин в производственной, научной и общественной сфере не подлежали сомнению, и, начиная с 60-х годов, плакат стал уделять больше внимания образу женщины-матери, стал подчеркивать в ее облике и характере черты женской красоты и привлекательности (В. Ливанова, Т. Ливанова. «Хлеб - Родине!»).
Плакат перестройки обратился ко многим социальным проблемам женщин: проституция, отказ от детей, необеспеченная старость, жизненная неустроенность. Война в Чечне заставила вернуться к традициям трагического решения женского образа (А. Ваганов. «Дамоклов меч»).